Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Евстигнеевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Казаковой Н. Ф. на решение Угловского районного суда Алтайского края от 10 июля 2013 г. по делу по иску
Казаковой Н. Ф., действующей через представителя на основании доверенности Костицына В. Б., к администрации "адрес" Алтайского края о признании необоснованным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включить в список получателей субсидии для улучшения жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казакова Н.Ф. обратилась в суд с иском к администрации "адрес" Алтайского края о признании необоснованным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включить в список получателей субсидии для улучшения жилищных условий. В обоснование заявленных требований Казакова Н.Ф. ссылалась на то, что является ветераном Великой Отечественной войны. Она обратилась в администрацию "адрес" Алтайского края с просьбой о принятии ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГ Казаковой Н.Ф. направлено извещение о результатах рассмотрения ее заявления, в котором указано, что она произвела отчуждение принадлежащего ей на праве собственности жилого дома по адресу: "адрес", дата прекращения права ДД.ММ.ГГ Также Казаковой Н.Ф. разъяснено право на обращение в суд. Не согласившись с таким ответом, Казакова Н.Ф. на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации просила признать необоснованным отказ администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложить на администрацию "адрес" Алтайского края обязанность поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включить в список получателей субсидий для улучшения жилищных условий.
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 10 июля 2013 г. в удовлетворении исковых требований Казаковой Н.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования. Жалоба мотивирована тем, что "адрес" ей на праве собственности не принадлежит; "адрес" в "адрес" она продала по расписке в 2007 г., дом был непригоден для ее проживания в силу преклонного возраста и отсутствия в доме водоснабжения, канализации, центрального отопления; ею обжалуется извещение о результатах рассмотрения заявления, так как с постановлением об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она не была ознакомлена.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истицы Костицына В.Б., поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст.15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.232 настоящего Федерального закона.
В силу п.2 ч.3 ст.232 Федерального закона "О ветеранах" к одной из обеспечиваемых государством мер социальной поддержки ветеранов относится мера по обеспечению их жильем, а именно, по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе такой категории граждан как члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Данные полномочия делегированы государством органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст.51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. N258-О-О, по смыслу ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Как следует из материалов дела, Казакова Н.Ф. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением ***, выданным ДД.ММ.ГГ Угловским райкомитетом по социальной защите.
ДД.ММ.ГГ истица обратилась в администрацию "адрес" Алтайского края с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета как вдове участника Великой Отечественной войны.
На основании постановления администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Казаковой Н.Ф. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
О результатах рассмотрения указанного заявления истица извещена ответчиком письмом от ДД.ММ.ГГ ***, согласно которому Казаковой Н.В. было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что ДД.ММ.ГГ она произвела отчуждение принадлежащего ей жилого дома по адресу: пе "адрес".
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для постановки истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях, так как ею были совершены действия, выразившиеся в намеренном ухудшении своих жилищных условий, дававшие право на получение мер социальной защиты.
Материалами дела подтверждаются установленные судом обстоятельства о том, что Казакова Н.Ф. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ имела в собственности жилой "адрес" по пе "адрес" в "адрес" Алтайского края. Согласно техническому паспорту данного жилого дома от ДД.ММ.ГГ его общая площадь составляет 64,6 кв. м, на момент составления технического паспорта износ дома составляет ДД.ММ.ГГ.
В соответствии со справкой администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** жилой дом по адресу: пе "адрес", непригодными для постоянного проживания не признавался. Таким образом, довод апелляционной жалобы истицы о том, что дом по пе "адрес", был непригоден для ее проживания в силу преклонного возраста и отсутствия в доме водоснабжения, канализации, центрального отопления, отклоняется судебной коллегией, поскольку надлежащим образом не подтвержден.
ДД.ММ.ГГ Казакова Н.Ф. продала дом Калоша С.И., тем самым ухудшив свои жилищные условия. Ссылка истицы на то, что она продала дом в 2007 г., не нашла подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку регистрация прекращения права собственности Казаковой Н.Ф. произведена ДД.ММ.ГГ после окончательного расчета за дом (л.д.32). Согласно п.3 ст.433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В настоящее время Казакова Н.Ф. проживает со своим сыном и внуком по договору найма в "адрес" в "адрес".
Таким образом, при разрешении спора судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, представленным доказательствам дана оценка по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Угловского районного суда Алтайского края от 10 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Казаковой Н. Ф. ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.