Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего - Котликовой О.П.,
судей - Ковалюк Л.Ю., Пасынковой О.М.,
при секретаре - Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Герасименко С.Ф. на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 11 июня 2013 года по делу по заявлению Герасименко Софии Фёдоровны об оспаривании постановления органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации Николаевского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Герасименко С.Ф. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в очередь ***.
ДД.ММ.ГГ Герасименко С.Ф. обратилась в администрацию Поспелихинского района Алтайского края с заявлением о выдаче субсидии на приобретение жилого помещения на территории Алтайского края как вдова ветерана Великой Отечественной войны.
Постановлением администрации Поспелихинского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Герасименко С.Ф. отказано во включении в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что она имеет в собственности *** доли в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", общая площадь которых составляет *** кв.м, что более учетной нормы на одного человека, принятой в Николаевском сельсовете ( *** кв.м).
Герасименко С.Ф. обратилась в суд с заявлением, с учетом последующего уточнения, о признании незаконным постановления администрации Поспелихинского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, возложении на данный орган обязанности по включению ее в соответствующий список.
В обоснование требований указала на то, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - Герасименко И.Г., проживает в жилом помещении, которое в ДД.ММ.ГГ было приватизировано ее сыном Герасименко Б.И., его женой Герасименко В.И., их детьми - Герасименко О.Б. и Герасименко О.Б., а также ею и ее супругом. После смерти последнего наследственные права не оформлялись, в настоящее время она по-прежнему проживает с семьей сына, состоящей из 6 человек, включая сына - Герасименко Б.И., его супругу - Герасименко В.И., внука - Герасименко О.Б., а также правнуков - ФИО, ФИО, которые были вселены в качестве членов семьи. Общая площадь жилого помещения составляет *** кв.м, на каждого члена семьи приходится по *** кв.м, что менее учетной нормы, установленной на территории сельсовета в размере *** кв.м. Поскольку вышеуказанным постановлением Николаевского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующую очередь, отказ в включении список для получения субсидии из федерального бюджета на приобретение жилого помещения неправомерен.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель Герасименко С.Ф. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требований, ссылаясь на прежние доводы, полагая, что они ошибочно не учтены судом, дополнительно указывая на то, что администрация Поспелихинского района Алтайского края при принятии оспариваемого постановления вышла за пределы своих полномочий, указав на отсутствие основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку постановление о признании ее таковой являлось действующим; принадлежность ей *** доли в праве собственности на вышеуказанный дом, что соответствует *** кв.м, не устраняет обеспеченности жилой площадью менее учетной нормы, учитывая количество членов семьи; суд вышел за пределы заявленных требований, признав жилое помещение пригодным к проживанию, поскольку данный вопрос не имел значения для настоящего спора и не исследовался в судебном заседании.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя - Куценко М.Г., поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации Поспелихинского района Алтайского края - Иванову Е.А., просившую об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, Герасименко С.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Согласно п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5- ФЗ "О ветеранах".
Согласно п.2 ч.2 ст.1 Закона Алтайского края N 92-ЗС от 14 сентября 2006 года "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в форме субсидий (ч.1 ст.2). Администрация Алтайского края устанавливает порядок предоставления гражданам субсидий для приобретения (строительства) жилья (ч.1 ст.4).
Такой порядок установлен Положением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 06 октября 2006 года N407 (далее - Положение).
В соответствии с п.2 Положения, субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно п.8 Положения, список граждан - получателей субсидий, указанных в пункте 2 части 2 статьи 1 закона Алтайского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", формируется по состоянию на 1 декабря, 1 апреля, 1 июля, 1 октября в той же хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке в алфавитном порядке.
Одним из оснований для отказа от включения в список граждан - получателей субсидий, в силу п.16 Положения, является отсутствие или утрата указанных в пункте 2 настоящего Положения оснований, дающих право на улучшение жилищных условий.
В силу п.7 Положения, органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 закона Алтайского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном законом Алтайского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Частью 1 статьи 1 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрено, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое постановление соответствует действующему законодательству.
Данный вывод является ошибочным.
Согласно п.2 ч.3 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Исходя из указанного, при рассмотрении заявления Герасименко С.Ф., находившейся на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, органу местного самоуправления следовало исходить из ее нуждаемости на тот момент в обеспечении жилой площадью с учетом круга членов семьи.
Как следует из материалов дела, заявителю отказано во включении в список нуждающихся в жилых помещениях для последующего получения субсидии на приобретение жилого помещения со ссылкой на принадлежность ей *** доли в праве собственности на квартиру *** дома *** по ул.Набережная в с. "адрес" Поспелихинского района Алтайского края.
Вместе с тем, данное обстоятельство, исходя из действующего жилищного законодательства, само по себе не является критерием нуждаемости в жилом помещении. Иных оснований к отказу во включении в вышеуказанный список органом местного самоуправления не приведено.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По смыслу приведенных норм, с учетом разъяснений, содержащихся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", незаконным могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы заявителя, создают препятствия к осуществлению им его прав и свобод, незаконно возлагают на него какую-либо обязанность.
Из материалов дела следует, что до вынесения решения суда постановлением главы администрации Николаевского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Герасименко С.Ф. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку заявитель не находится в установленном порядке на учете нуждающихся в жилом помещении, она не может быть включена в вышеуказанный список граждан для получения субсидии, в связи с чем, фактически оспариваемым постановлением ее права не нарушены, что являлось самостоятельным основанием к отказу судом первой инстанции в удовлетворении заявления.
В этой связи доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмены решения суда.
При этом судом в решении даны суждения о том, что квартира пригодна для проживания и не является аварийной", "членом семьи истицы является только ее сын - Герасименко Б.И.", в то время как данные обстоятельства не послужили основанием к принятию оспариваемого постановления, в связи с чем, не имели значения для настоящего дела. Более того, судом в установленном порядке не распределялось бремя доказывания в отношении данных обстоятельств, участвующим в деле лицам не предлагалось представить соответствующие доказательства.
В такой ситуации указанные суждения подлежат исключению из мотивировочной части решения суда.
С учетом изложенного, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу заявителя Герасименко Софии Фёдоровны на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 11 июня 2013 года оставить без удовлетворения.
Исключить из решения суда суждения о том, что "квартира пригодна для проживания и не является аварийной", "членом семьи истицы является только ее сын - Герасименко Б.И.".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.