Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Пасынковой О.М., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июня 2013 года по заявлению Егоровой Т. В. об обжаловании решения Государственной инспекции Алтайского края об исключении сведений из реестра пострадавших участников строительства жилья и возложении обязанности внести сведения в реестр.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Егорова Т.В. обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГ она и *** В.В. заключили с ООО " ***" договор N 348 долевого участия в строительстве ***-комнатной квартиры, оплатив по *** стоимости квартиры. При этом Егорова Т.В. и *** В.В. родственниками не являются, квартиру приобретали для своих родственников, собиравшихся вступить в брак, однако, один из них скончался в ДД.ММ.ГГ. Обязательство по передаче квартиры ООО " ***" не исполнено. 21.11.2006г. заявитель была признана потерпевшей по уголовному делу N 30597.
В целях реализации плана мероприятий по оказанию помощи пострадавшим дольщикам ООО " ***" был создан жилищно-строительный кооператив " ***", в члены которого Егорову Т.В. не приняли из-за наличия у нее на тот момент в собственности жилья.
В рамках Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 11.05.2011г. N 53-ЗС Егорова Т.В. была включена в реестр пострадавших участников строительства жилья, что позволило ей вступить в члены ЖСК " ***". Однако, 31.01.2013г. она получила уведомление Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула об исключении из реестра, из которого следовало, что сведения о ней исключены из реестра на основании Закона Алтайского края от 07.11.2012г. N 85-ЗС "О внесении изменений в статью 6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края", поскольку *** В.В. была оказана государственная поддержка и предоставлена квартира в жилищно-строительном кооперативе " ***". 06.02.2013г. Государственная инспекция Алтайского края подтвердила указанное решение.
Решение об исключении из реестра пострадавших участников строительства жилья является незаконным, поскольку Закон Алтайского края "О внесении изменений в статью 6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края", вступивший в законную силу не раньше, чем 27.11.2012г., не имеет обратной силы. На момент получения квартиры *** В.В. поправок в закон не принималось, поддержка оказывалась всем пострадавшим дольщикам, и заявитель так же могла на нее рассчитывать. Получение *** В.В. государственной поддержки не может ограничивать право Егоровой Т.В. на получение государственной поддержки, поскольку они ни родственниками, ни свойственниками не являются, оба являются пострадавшими дольщиками, однако государственная поддержка оказана лишь *** В.В.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июня 2013 года требования удовлетворены. Решение Государственной инспекции Алтайского края об исключении сведений о Егоровой Т. В. из реестра пострадавших участников строительства жилья признано незаконным. Государственная инспекция Алтайского края обязана включить сведения о Егоровой Т. В. в реестр пострадавших участников строительства жилья.
В апелляционной жалобе Государственная инспекция Алтайского края просит отменить решение, принять новое об отказе в удовлетворении требований, в обоснование указывает, что решение об исключении заявителя из реестра принято Государственной инспекцией Алтайского края в пределах полномочий, порядок и форма принятия решения соблюдены, содержание решения соответствует действующему законодательству.
Так, ч.1 ст.1 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" распространяет его действие на отношения, возникшие до вступления закона в силу, таким образом, внесенные Законом Алтайского края от 07.11.2012г. N 85-ЗС изменения в ст.6 Закона N 53-ЗС не изменили порядок его действия. Фактические основания для отказа Егоровой Т.В. во включении в реестр пострадавших участников строительства жилья имелись и на момент включения сведений о ней в реестр, однако, не были известны ни органу местного самоуправления, ни Инспекции. Основанием для исключения сведений из реестра до внесения изменений в Закон N 53-ЗС являлся подпункт "б" п.8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.08.2011г. N 435.
Суд неправомерно распространил на Егорову Т.В. статус пострадавшего участника строительства жилья, поскольку на момент рассмотрения дела она была исключена из реестра, признана потерпевшей по уголовному делу, последнему обстоятельству правовая оценка судом не дана.
Судом так же не дана оценка тому обстоятельству, что по договору с ООО " ***" уже получена государственная поддержка *** В.В. в виде софинансирования строительства *** квартиры. То обстоятельство, что Егорова Т.В. на основании указанного договора своих требований до получения *** В.В. квартиры не заявляла, не свидетельствует о нарушении ее прав Инспекцией.
На Инспекцию неправомерно возложена обязанность включить сведения о Егоровой Т.В. в реестр, поскольку он формируется на основании сведений, предоставляемых Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула. В настоящее время сведения о заявителе из реестра исключены, новых сведений о Егоровой Т.В. в Инспекцию не поступало.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителя Государственной инспекции Алтайского края, пояснения представителя Егоровой Т.В. - *** О.М., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГ между ООО " ***" с одной стороны и *** (после заключения брака Егоровой) Т.В. и *** В.В. (дольщики) с другой стороны заключен договор N 348 долевого участия в строительстве жилья, по которому дольщики в порядке долевого участия в строительстве жилья оплачивают *** рублей за *** квартиру, а ООО " ***" передает в их общую долевую собственность по *** доле каждому *** квартиру N *** в доме строительный N *** квартал ***. При этом обязательство по оплате стоимости квартиры дольщиками исполнено, встречное обязательство по передаче квартиры ООО " ***" не исполнено, в связи с чем постановлением следователя по ОВД СЧ при ГУ МВД РФ по СФО от 21.11.2006г. Егорова Т.В. признана потерпевшей по уголовному делу N 30597.
На основании данных, предоставленных Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (письмо от 17.10.2011г. N 2454/01-07) в Государственную инспекцию Алтайского края, сведения о Егоровой Т.В. включены в реестр пострадавших участников строительства жилья.
Письмом Комитета по строительству, архитектуре и развитию города от 31.01.2013г. Егоровой Т.В. сообщено, что сведения о ней исключены из реестра со ссылкой на ч.7 ст.6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" в связи с тем, что по договору N 348 от ДД.ММ.ГГ. *** В.В. предоставлены меры государственной поддержки.
После обращения Егоровой Т.В. в Государственную инспекцию Алтайского края письмом от 06.02.2013г. N 49-04/ПОГ/124 ей сообщено, что сведения о ней исключены из реестра на основании ч.7 ст.6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" и абзацев "а", "б" п.8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, утвержденного постановлением Администрацией Алтайского края от 08.08.2011г. N 435, в связи с предоставлением мер государственной поддержки *** В.В.
29.05.2011г. вступил в силу Закон Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 11.05.2011г. N 53-ЗС (Закон N 53-ЗС), согласно ст.1 которого настоящий Закон регулирует отдельные отношения в сфере строительства жилья в Алтайском крае, направленные:
на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства многоквартирных домов, до вступления в силу настоящего Закона пострадавших от неправомерных действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство объектов остановлено, и (или) участники строительства жилья, передавшие для этих целей денежные средства, утратили их;
на предотвращение ситуаций, связанных с нарушением прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства.
Правовые отношения в сфере долевого строительства, возникающие между осуществляющими строительную деятельность юридическими лицами, регулируются иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
Таким образом, ст.1 Закона N 53-ЗС определяет правоотношения и круг лиц, на которых распространяется его действие. Однако, Законом прямо не предусмотрено распространение его действия на правоотношения, возникшие до вступления в силу. Кроме того, из толкования приведенной нормы не следует, что закон распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Согласно п.5 ст.2 Закона пострадавшим участником строительства жилья признается:
1) гражданин, вложивший денежные средства в строительство проблемного объекта и включенный в реестр;
2) гражданин, вложивший денежные средства в строительство многоквартирного дома и утративший их в результате неправомерных действий застройщика, включенный в реестр.
Частью 2 статьи 6 названного Закона определены формы государственной поддержки пострадавших участников строительства жилья.
Законом Алтайского края "О внесении изменений в статью 6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 07.11.2012г. N 85-ЗС ст.6 Закона N 53-ЗС дополнена частью 7 следующего содержания: "Меры государственной поддержки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, предоставляются пострадавшим участникам строительства жилья однократно и вне зависимости от количества имеющихся у участника строительства договоров, подтверждающих право гражданина на получение в собственность жилого помещения в многоквартирном доме. Один и тот же договор является основанием для оказания мер государственной поддержки только одному пострадавшему участнику строительства жилья. При этом учитываются меры государственной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Алтайского края, в том числе через некоммерческие организации, созданные пострадавшими участниками строительства жилья, оказанные до вступления в силу настоящего Закона.".
Закон N 85-ЗС вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, с 21.11.2012г.
Как следует из анализа Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" в редакции, действовавшей на момент включения сведений о Егоровой Т.В. в реестр, условием предоставления государственной поддержки являлись обстоятельства, указанные в п.5 ст.2 Закона N 53-ЗС, при этом Закон не содержал оснований для отказа в предоставлении мер государственной поддержки либо оснований для отказа во включении в реестр пострадавших участников строительства жилья или исключения из реестра.
В соответствии с ч.2 ст.4 Закона N 53-ЗС постановлением Администрацией Алтайского края от 08.08.2011г. N 435 утвержден Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, в соответствии с п.8 которого основаниями для принятия решения об отказе во включении сведений о пострадавших участниках строительства жилья в реестр, а также об их исключении из реестра являются:
а) исполнение обязательств застройщиком (новым застройщиком) перед пострадавшим участником строительства жилья;
б) оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной ст.6 Закона.
Кроме того, постановлением Администрацией города Барнаула от 14.09.2011г. N 2696 утвержден Порядок подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула, в соответствии с п.3 которого с заявлением о включении в Реестр пострадавших участников строительства жилья в комитет может обратиться гражданин, указанный в пункте 5 статьи 2 закона Алтайского края от 11.05.2011 N 53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края".
В соответствии с п.4 названного Порядка комиссия, созданная приказом комитета, рассматривает заявление и приложенные документы в течение 10 рабочих дней с момента регистрации и принимает решение о подготовке сведений либо отказе в подготовке сведений для формирования Реестра пострадавших участников строительства жилья.
В соответствии с п.5 Порядка основаниями для отказа в подготовке сведений для формирования Реестра пострадавших участников строительства жилья являются:
исполнение обязательств застройщиком перед пострадавшим участником строительства жилья;
оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной статьей 6 Закона.
Из обстоятельств дела следует, что как на момент включения сведений о заявителе в реестр, так и на момент их исключения обязательства застройщиком перед Егоровой Т.В. исполнены не были, меры государственной поддержки, предусмотренные ст.6 Закона, предоставлены не были. Также ей не были предоставлены меры государственной поддержки до вступления в силу Закона Алтайского края N 53-ЗС.
Из правового анализа положений Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 11.05.2011г. N 53-ЗС в редакции, действовавшей на момент внесения сведений о заявителе в реестр, Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, Порядка подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула следует, что сведения о Егоровой Т.В. были внесены в реестр пострадавших участников жилья правомерно, поскольку обязательства застройщиком перед ней не исполнены; ей не оказывались меры государственной поддержки, предусмотренные ст.6 Закона N 53-ЗС. Кроме того, названные нормативные правовые акты не предусматривали такого основания для отказа во включении сведений в реестр либо для исключения сведений из реестра, как то, что один и тот же договор может являться основанием для оказания мер государственной поддержки только одному пострадавшему участнику строительства жилья (ч.7 ст.6 Закона N53-ЗС в редакции от 07.11.2012г.).
Закон Алтайского края "О внесении изменений в статью 6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 01.11.2012г. N 85-ЗС в соответствии со ст.2 вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. При этом в названном Законе не содержится нормы, распространяющей его действия на правоотношения, возникшие до вступления закона в силу. Таким образом, его действие распространяется на правоотношения, возникшие позднее вступления закона в силу.
В связи с изложенным решение Государственной Инспекции Алтайского края об исключении сведений о заявителе из реестра пострадавших участников строительства жилья является незаконным и нарушает его право на получение мер государственной поддержки.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что на момент внесения сведений о Егоровой Т.В. в реестр пострадавших участников строительства жилья, ей меры государственной поддержки не были оказаны, оснований для исключения сведений о ней из реестра не имеется в силу вышеизложенного.
Довод апелляционной жалобы о том, что Закон Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления закона в силу, в связи с чем изменения, внесенные в ст.6 названного закона Законом Алтайского края от 07.11.2012г. N 85-ЗС не изменили порядок его действия, в силу изложенного выше основан на неверном толковании норм материального права.
Является несостоятельным довод жалобы о том, что оснований для включения сведений о Егоровой Т.В. в реестр не имелось, поскольку он не соответствует установленным по делу обстоятельствам и сделан вопреки нормам права.
Судебной коллегией оценивается критически довод жалобы о том, что поскольку заявитель была исключена Государственной инспекцией Алтайского края из реестра, то суд не мог распространить на нее статус пострадавшего участника строительства жилья. Данный вывод судом сделан по итогам судебного разбирательства, в результате которого суд установил неправомерность решения заинтересованного лица об исключении сведений о Егоровой Т.В. из реестра, тем более, что статус заявителя является обстоятельством, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению по делу.
Довод жалобы о том, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что по договору N 348 с ООО " ***" меры государственной поддержки получил *** В.В, опровергается решением. Так суд пришел к выводу, что и при наличии данного обстоятельства, заявитель имеет право на включение в реестр пострадавших участников строительства жилья.
Обязанность по включению сведений о Егоровой Т.В. в реестр суд правомерно возложил на Государственную инспекцию Алтайского края, поскольку в силу ст.4 Закона N 53-ЗС и п.2 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья формирование и ведение указанного реестра осуществляет Государственная инспекция Алтайского края, и именно данным органом исполнительной власти принято решение об исключении сведений о заявителе из реестра.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Знаменщиков Р.В. Дело N 33-7059/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
4 сентября 2013 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Пасынковой О.М., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июня 2013 года по заявлению Егоровой Татьяны Викторовны об обжаловании решения Государственной инспекции Алтайского края об исключении сведений из реестра пострадавших участников строительства жилья и возложении обязанности внести сведения в реестр, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.