Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Белодеденко И.Г., Блинова В.А.,
при секретаре Савищевой А.В.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия ЗАТО Сибирский на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 июня 2013 г. по делу по иску
Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию ЗАТО Сибирский, администрации ЗАТО Сибирский о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действия.
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию ЗАТО Сибирский о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действия. Свои исковые требования мотивировал тем, что Алтайской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в ходе надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, а именно: не организованы сбор от населения, места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
Постановлением администрации городского округа ЗАТО Сибирский от 21 марта 2011 г. N148 "Об организации работ по централизованному сбору, транспортировке и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп на территории городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края" управляющей организации жилым фондом (муниципальное унитарное многоотраслевое коммунальное предприятие) городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края постановлено организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп (отходов) от населения на территории городского округа ЗАТО Сибирский с их последующей сдачей на обезвреживание специализированным предприятиям.
В соответствии с п.2.1 Устава МУМ КП, утвержденного главой ЗАТО Сибирский 01 июля 2004 г., предприятие создано с целью удовлетворения потребностей населения ЗАТО Сибирский в жилищно-коммунальных услугах. П.2.2 Устава предусмотрено право предприятия на осуществление иных видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством.
Однако несмотря на это МУМ КП названное выше постановление администрации городского округа ЗАТО Сибирский не выполнило, что подтверждается объяснением директора предприятия.
На обслуживании у МУМ КП находятся "данные изъяты" многоквартирных дома и "данные изъяты" корпуса общежития. При эксплуатации столь значимого числа многоквартирных домов организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации в нарушение требований законодательства не производит, в связи с чем ртутьсодержащие отходы бесконтрольно накапливаются в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Контейнерные площадки для сбора отходов, располагаются, как правило, в непосредственной близости с жилыми домами, детскими игровыми площадками.
Бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Прокурор просил признать незаконным бездействие Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия ЗАТО Сибирский, возложить на Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие ЗАТО Сибирский обязанность организовать сбор от населения, места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп с их последующей сдачей на обезвреживание специализированной организации.
В процессе рассмотрения дела судом в качестве соответчика была привлечена администрация ЗАТО Сибирский.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 июня 2013 г. исковые требования Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия ЗАТО Сибирский.
На Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие ЗАТО Сибирский возложена обязанность организовать сбор от населения, места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп с их последующей сдачей на обезвреживание специализированной организации.
С Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия ЗАТО Сибирский взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 200 руб.
Администрация ЗАТО Сибирский от ответственности освобождена.
В апелляционной жалобе Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия ЗАТО Сибирский просит решение суда отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования. Жалоба мотивирована тем, что услуги по организации мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп не отнесены к коммунальным услугам, плата за накопление ртутьсодержащих ламп входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме; на территории городского округа ЗАТО Сибирский в общей долевой собственности собственников находится только общее имущество многоквартирного дома, какие-либо иные помещения и земельные участки, где можно было организовать накопление ртутьсодержащих ламп, собственники многоквартирного дома не имеют; организация мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах являющихся общим имуществом многоквартирного дома нарушает п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. N681 и п.10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N491, следовательно, постановление администрации городского округа ЗАТО Сибирский от 21 марта 2011 г. N148 "Об организации работ по централизованному сбору, транспортировке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп на территории городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края" об организации МУМ КП сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории городского округа ЗАТО Сибирский противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. N681 и становиться для управляющей организации неисполнимым.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика прокурор просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора о законности судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части признания незаконными бездействия Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия ЗАТО Сибирский и возложения соответствующих обязанностей, а также отказывая в иске в части требований к администрации ЗАТО Сибирский, суд исходил из того, что со стороны органа местного самоуправления бездействия по вопросу организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не имеется. Надлежащим ответчиком по заявленным требованиям судом признано Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие ЗАТО Сибирский как управляющая компания, которая не выполняет своих обязанностей по организации сбора, хранения, передаче на утилизацию отработанных ртутьсодержащих и люминесцентных ламп, информированию жильцов о правилах сбора и передачи на хранение использованных ламп.
С данными выводами суда судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Так, ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N491 (далее - Правила содержания общего имущества), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подп.д(1) п.11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности.
В соответствии с п.12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подп.д(1) п.11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила обращения с отходами), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п.1 Правил).
Согласно п.4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В п.6 Правил обращения с отходами указано, что не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением администрации городского округа ЗАТО Сибирский от "данные изъяты" г. N "данные изъяты" "Об организации работ по централизованному сбору, транспортировке и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп на территории городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края" управляющей организации жилым фондом городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края предписано организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп (отходов) от населения на территории городского округа ЗАТО Сибирский с их последующей сдачей на обезвреживание специализированным предприятиям.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, ответчик Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие ЗАТО Сибирский осуществляет управление многоквартирными жилыми домами в ЗАТО Сибирский.
Соответственно, на данное предприятие возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включая организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Установив, что ответчиком Муниципальным унитарным многоотраслевым предприятием ЗАТО Сибирский указанная обязанность не исполняется, чем нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, исходя из приведенных выше нормативных положений, суд первой инстанции вынес обоснованное решение об удовлетворении исковых требований прокурора в данной части.
Ссылки ответчика на то, что организация сбора отработанных ртутьсодержащих отходов возложена на органы местного самоуправления, а сам сбор таких отходов ? на специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию, не свидетельствуют о неправильности решения суда и не препятствуют исполнению решения ответчиком посредством заключения договора со специализированной организацией на сбор накопленных им ртутьсодержащих отходов.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии помещений и площадок для накопления ртутьсодержащих отходов, отсутствии финансовой составляющей для выполнения данной обязанности в размере платы за содержание и ремонт общего имущества отклоняются судебной коллегией, поскольку по существу сводятся к вопросу исполнения судебного решения.
Прочие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, для чего оснований не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 июня 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия ЗАТО Сибирский ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.