Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Лобовой О.А.,
судей: Дмитриевой О.С., Довиденко Е.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Соболева И. С. на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску прокурора "адрес" в интересах Соболева И. С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд с иском в интересах Соболева И.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
В обоснование требований прокурор указал, что Соболев И.С. ДД.ММ.ГГ обратился в Пенсионный фонд за назначением пенсии по случаю потери кормильца - отца "данные изъяты" Среди документов, подтверждающих иждивение материального истца со стороны отца, представлена выписка из домовой книги, акт обследования, квитанции об уплате алиментов. На момент обращения в Пенсионный фонд Соболев И.С. не достиг "данные изъяты" лет, обучается по очной форме обучения в высшем учебном заведении. Из акта обследования от ДД.ММ.ГГ следует, что Соболев И.С. постоянно получал материальную помощь от отца, в акте содержатся пояснения "данные изъяты" согласно которым "данные изъяты" помогал материально Соболеву И.С.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации - Россия является социальным государством, поэтому необходимо признать решение Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным.
С учетом этого прокурор просил суд признать незаконным решение Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГ *** п.6.6, которым Соболеву И.С. отказано в назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца "данные изъяты" и социальной пенсии; возложить на Пенсионный фонд обязанность назначить Соболеву И.С. трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Истец Соболев И.С. также просил требования удовлетворить, поскольку, несмотря на то, что он проживает с сестрой и матерью, а его отец проживал отдельно с "данные изъяты" года со своими родителями, фактически мать содержала его младшую сестру, а отец - самого Соболева И.С. Указывал, что продукты в дом приобретались на деньги его матери и самого истца, он является получателем академической и социальной стипендии, ежемесячно отец передавал ему около "данные изъяты" рублей, на которые он приобретал одежду, лекарства.
Решением Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Соболев И.С. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что в силу положений Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" он имеет право на пенсию по случаю потери кормильца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца Соболева И.С., заключение прокурора Мищенко Е.Ю. поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Основания и порядок выплаты социальной пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст.5 вышеуказанного Федерального закона социальная пенсия является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно подп.3 п.1 ст.11 Федерального закона N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Таким образом, социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам (детям в возрасте до 18 лет) и является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Данная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, которая предоставляется им в целях обеспечения их средствами к существованию.
В силу ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
В силу п.3 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно п.41 "Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации ***па от ДД.ММ.ГГ факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях - решением суда об установлении данного факта.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции на основании представленных доказательств пришел к выводу о том, что истцом не доказан факт нахождения на иждивении умершего отца, в связи с чем оснований для назначения пенсии по случаю потери кормильца не усматривается.
С данным выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд установил, что Соболев И.С., "данные изъяты" года рождения, приходится сыном "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" умер.
ДД.ММ.ГГ Соболев И.С. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края с заявлениями о назначении социальной и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Решением Управления Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГ Соболеву И.С. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца, поскольку представленные документы не подтверждают тот факт, что доход отца "данные изъяты" являлся для истца постоянным и основным источником средств к существованию.
Как установлено судом, Соболев И.С. проживает с матерью "данные изъяты" и младшей сестрой "данные изъяты" года рождения, по адресу: "адрес".
Умерший "данные изъяты" по данным Краевого адресного бюро был зарегистрирован по адресу: "адрес", "адрес", согласно акту обследования по указанному адресу он проживал в квартире со своими родителями "данные изъяты"
Согласно пояснениями истца Соболева И.С. и показаниям "данные изъяты" супруги "данные изъяты" (родители истца) после расторжения брака в "данные изъяты" году проживали раздельно.
На основании судебного приказа судьи Ленинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ с "данные изъяты" были взысканы алименты в размере 1/3 доли всех видов заработка на детей Соболева И.С. и "данные изъяты" до их совершеннолетия.
Согласно справке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ Соболев И.С. обучается по очной форме обучения сроком с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Данные обстоятельства при рассмотрении дела сторонами не оспаривались.
Анализируя представленные Соболевым И.С. доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не подтверждено нахождение истца на иждивении умершего "данные изъяты" При этом суд исходил из того, что инвалидом истец не является, право на получение алиментов со стороны "данные изъяты" у него прекратилось по достижении 18-летнего возраста, то есть с ДД.ММ.ГГ.
Отказывая в иске, суд по имеющимся в деле доказательствам сделал вывод о том, что размер заработной платы умершего отца не превышал "данные изъяты" руб. в месяц, из которых около "данные изъяты" руб. он отдавал сыну ежемесячно.
Принимая такое решение, суд оценил размер получаемых истцом академической и социальной стипендий, что составляет порядка "данные изъяты" руб., и заработной платы матери истца "данные изъяты" руб. (сопоставимой с ежемесячными доходами умершего "данные изъяты" установил, что собственный доход Соболева И.С. и помощь, получаемая от матери, составляет ежемесячно около "данные изъяты" рублей.
Таким образом, оснований полагать, что оказываемая умершим помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию истца, у суда не имелось.
Из показаний допрошенных судом свидетелей "данные изъяты" такой вывод также не следует. Более того, свидетель "данные изъяты" пояснила, что доход "данные изъяты" был нерегулярным.
При таких обстоятельствах в судебном заседании не нашел своего подтверждения тот факт, что истец находился на иждивении умершего "данные изъяты" поскольку достоверных допустимых и относимых доказательств, подтверждающих нахождение Соболева И.С. на иждивении отца, не представлено, и судом данное обстоятельство не установлено. Доказательства того, что получаемая от отца помощь была для сына постоянным и основным источником средств к существованию, в материалах дела отсутствуют. Напротив, истец имеет свой доход, а именно, является получателем пенсии, а также получает материальную помощь от своей матери.
В то же время судебная коллегия не ставит под сомнение доводы стороны истца о том, что отец при жизни оказывал ему материальную помощь. Однако применительно к понятию "иждивенство" такая помощь должна носить постоянный характер и являться для иждивенца основным источником средств к существованию, то есть размер такой помощи должен не только превышать собственные доходы нетрудоспособного члена семьи умершего, но и являться достаточным для вывода о том, что умерший при жизни взял на себя заботу именно о содержании иждивенца, постоянно оказывал ему такое содержание, которое являлось бы достаточным для того, чтобы служить основным источником средств к существованию иждивенца. Не может быть признано иждивенцем лицо, которое получало от кормильца помощь нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств существования.
Учитывая установленные обстоятельства, исходя из вышеприведенного толкования норм пенсионного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Соболева И. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.