Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Гридасовой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Красногоскому району, третьего лица Главалтайсоцзащиты на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 03 июля 2013 года
по делу по иску прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Тулиновой Н. П. к Управлению социальной защиты населения по Красногоскому району о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красногорского района обратился в суд с настоящим иском в интересах Тулиновой Н.П. к Управлению социальной защиты населения по Красногоскому району, в котором просил признать за Тулиновой Н.П. право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ответчика предоставить ей указанные меры социальной поддержки с момента даты обращения с соответствующим заявлением
В обоснование иска указал, что Тулинова Н.П. работала педагогическим работником в должности мастера производственного обучения в "данные изъяты" в "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет. Ей ежемесячно возмещались расходы по оплате жилья, отопления и освещения. ДД.ММ.ГГ Тулинова Н.П. была уволена с работы на основании приказа *** по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ от ДД.ММ.ГГ в связи с ликвидацией учреждения. С ДД.ММ.ГГ ей назначена пенсия по старости. ДД.ММ.ГГ Тулинова Н.П. обратилась в Управление социальной защиты населения по Красногорскому району с заявлением о предоставлении льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги (отопление и освещение). ДД.ММ.ГГ на ее заявление был дан ответ ***, согласно которого право на меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, при наличии стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет, при условии предоставления этих мер социальной поддержки на момент назначения пенсии. В настоящий момент компенсация по оплате жилья, отопления и освещения не может быть назначена, так как меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию не предоставлялись. Отказ в предоставлении льгот Тулиновой Н.П. является неправомерным, так как увольнение с последнего места работы произведено в связи с ликвидацией учреждения, то есть по независящим от Тулиновой Н.П. причинам. При наличии работы она могла бы продолжать трудовую деятельность до наступления пенсионного возраста и пользоваться льготами, предоставляемыми педагогам сельской местности ... Ранее действовавшее законодательство Алтайского края не связывало предоставление мер социальной защиты пенсионерам, имеющим педагогический стаж работы в сельской местности, с обязательным условием - увольнением из образовательного учреждения в связи с выходом на пенсию. Федеральное законодательство, регулирующее вопросы о социальных гарантиях педагогам, также не предусматривает такого условия для их предоставления.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 03 июля 2013 года исковые требования прокурора Красногорского района удовлетворены.
Суд постановил признать за Тулиновой Н. П. право на получение мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и электроснабжения, предоставляемых педагогам в сельской местности.
Суд обязал Управление социальной защиты населения по Красногорскому району предоставить Тулиновой Н. П. указанные меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГ
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Красногоскому району просит решение суда отменить, указывая на то, что судом не дана надлежащая оценка п. 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***. На момент выхода на пенсию ( ДД.ММ.ГГ) Тулинова Н.П. не занимала должность, дающую право на получение мер социальной поддержки.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что и ответчик Управление социальной защиты населения по Красногоскому району в своей апелляционной жалобе.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы Тулинова Н.П. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Тулиновой Н.П., заключение прокурора, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право, в том числе на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическими работниками федеральных государственных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений Субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании ст.1 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с п.2 "Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" Алтайского края Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края", утвержденных постановлением администрации Алтайского края 29 февраля 2012 г, компенсация предоставляется педагогическим работникам:
работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;
вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Согласно п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
В силу п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, оговоренной ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления названного возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, закрепленным Законом о трудовых пенсиях в РФ.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.
Согласно п.2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тулинова Н.П. имеет стаж работы в образовательном учреждении Алтайского края, расположенного в сельской местности, более 10 лет, пользовалась мерами социальной поддержки. ДД.ММ.ГГ была уволена с работы на основании приказа ***-л по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ от ДД.ММ.ГГ в связи с ликвидацией образовательного учреждения. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истица состояла на учете в КГКУ Центр занятости населения Красногорского района. ДД.ММ.ГГ по предложению КГКУ Центра занятости населения Красногорского района Алтайского края ей была назначена досрочная пенсия по старости.
Согласно справки администрации Красногорского района от ДД.ММ.ГГ ***, Тулинова Н.П. пользовалась льготами по выплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, то есть до ее увольнения по причине ликвидации учебного учреждения. (л.д. 14).
Удовлетворяя исковые требования истца суд пришел к выводу о необоснованности отказа стороной ответчика в предоставлении Тулиновой Н.В. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и признании права последней на получение указанных мер социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, установленных по делу обстоятельствах и доказательствах, представленных суду, которым дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в сельской местной, уволена была с работы не по своей инициативе, вышла на пенсию по старости, являясь безработной, до ухода на пенсию иной деятельностью, кроме как педагогической не занималась, ранее пользовалась мерами социальной поддержки, то районный суд обоснованно удовлетворил требования истца, признав право на получение указанных мер социальной поддержки.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, апелляционные жалобы не содержат.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализированы представленные доказательства в их совокупности, выводы суда подтверждаются материалами дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, а доводы жалоб являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Красногоскому району, третьего лица Главалтайсоцзащиты на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 03 июля 2013 года, оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.