Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе
председательствующего Лобовой О.А.,
судей Дмитриевой О.С., Довиденко Е.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле на решение Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Домашова В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Локтевском районе о зачете периодов работы в специальный трудовой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии, взыскании невыплаченной пенсии и компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., выслушав судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Домашов В.В. обратился в суд с иском к ответчику о зачете периодов работы в специальный трудовой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии, взыскании невыплаченной пенсии и компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указал, что с ДД.ММ.ГГ работал горнорабочим на подземных работах, с этого времени и до ДД.ММ.ГГ его работа была, в основном, связана с подземными работами. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он работал на подземных работах в Монгольской народной республике в Монголо-Российском совместном объединении. Позже, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он вновь работал проходчиком на подземных горных работах. ДД.ММ.ГГ при достижении возраста 50 лет и как имеющий льготный стаж работы обратился в УПФ для оформления пенсии. УПФ России в Локтевском районе был произведен расчет причитающейся ему пенсии, оценка его пенсионных прав по состоянию на ДД.ММ.ГГ была произведена по п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях". Ответчик период его работы в Монгольской народной республике засчитан только в общий стаж, и не засчитан в специальный трудовой стаж. Домашов В.В. полагает, что ему недоплачена пенсия в связи с не включением указанного периода работы в Монгольской народной республике в специальный стаж. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в *** руб.
Просит возложить обязанность на ГУ-УПФ России в Локтевском районе Алтайского края засчитать в его специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в т.ч. подземным проходчиком с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, и подземным крепильщиком с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в совместной монголо-российской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет", пересчитать размер его пенсии с учетом увеличения специального трудового стажа, взыскать недоплаченную пенсию в сумме *** руб., компенсацию морального вреда в сумме *** руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме *** руб.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Домашова В.В. удовлетворены частично.
На ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Локтевском районе Алтайского края возложена обязанность засчитать в необходимый для назначения досрочной пенсии специальный трудовой стаж Домашова В.В., ДД.ММ.ГГ рождения, периоды его работы подземным проходчиком с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и подземным крепильщиком в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на подземном горном участке "Дэлгэрхан" шахты "Вентиляционная" рудника "Бэрх" Совместного Монголо-Российского Объединения "Монголросцветмет", произвести с ДД.ММ.ГГ перерасчет пенсии Домашова В.В. с учетом включенных в специальный трудовой стаж указанных периодов его работы.
С ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Локтевском районе Алтайского края в бюджет МО "Локтевский район Алтайского края" взыскана государственная пошлина в сумме *** руб., в пользу Домашова В.В. - расходы по оплате услуг представителя в сумме *** руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Домашову В.В. отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Пенсионного фонда РФ в Локтевском районе просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что выводы суда основаны на положениях международного соглашения без учета норм пенсионного законодательства РФ и законодательства, действующего в период работы истца в указанных должностях, решение вынесено с нарушением норм материального права. Судом неверно истолкована ст. 133.1 закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", в связи с тем, что время выполняемых подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, засчитывается в трудовой стаж для исчисления пенсии только за период до 1 января 1992 года. В связи с тем, что работа истца протекала после 1 января 1992 года, то нет законных оснований для зачета подземной работы в льготный стаж. Кроме того, представитель ответчика ссылается в жалобе на то, что суд незаконно обязал УПФ произвести перерасчет пенсии истца с ДД.ММ.ГГ, поскольку с заявлением о перерасчете истец не обращался, в связи с чем, его права в указанной части не нарушены, для перерасчета пенсии предусмотрен заявительный порядок. Ссылка в решении суда о том, что истец обращался в пенсионный фонд с указанным заявлением ошибочна, так как истец обращался к ответчику только с заявлением о разъяснении правильности исчисления пенсии.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя ответчика, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в части, в связи с неправильным применением норм материального права.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, определение правил подсчета стажа, необходимого для назначения государственной пенсии.
Согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством. При этом согласно статье 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Такое правовое регулирование, как направленное на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение трудовой пенсии, согласуется с требованиями статей 19, 39 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации.
В связи с введением с 01.01.2002 г. Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. была осуществлена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по документам, имеющимся в пенсионном деле. Согласно материалам дела истец с ДД.ММ.ГГ является получателем трудовой пенсии по старости.
Как следует из представленных документов, истец с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГгод (в разные периоды) работал горнорабочим, крепильщиком, бурильщиком на подземных работах, включенных ответчиком в специальный стаж.
Периоды работы истца подземным проходчиком с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и подземным крепильщиком с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ подземного горного участка "Дэлгэрхан" шахты "Вентиляционная" рудника "Бэрх" монголо-российского совместного объединения "Монголросцветмет" включены ответчиком в общий стаж работы истца и не включены в специальный стаж при назначении пенсии.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ(далее - Закон N173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Ранее действовавшее пенсионное законодательство определяло аналогичные условия для досрочного назначения пенсии с особыми условиями труда (п. "а" ст. 12 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Так, для назначения данного вида пенсии мужчинам, требовалось наличие 50-летнего возраста, при стаже работ с вредными условиями труда продолжительностью не менее 10 лет и общем трудовом стаже не менее 20 лет.
В соответствии со ст. 133.1 Закона N 340-1 время выполняемых до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости, наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего Закона.
В соответствии с разделом I "Горные работы", подразделом 1 "Подземные работы" Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено всем рабочим, занятым полный рабочий день на подземных работах, в т.ч. проходчикам и крепильщикам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорные периоды работы истца в указанных должностях и характер работы ответчиком не оспариваются.
Исходя из изложенного, судебная коллегия констатирует, что данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.
Однако, по мнению ответчика, высказанному при рассмотрении дела судом первой инстанции и в апелляционной жалобе, поскольку работа истца в указанных должностях и в вышеуказанные периоды проходила за границей, то в соответствии с законодательством, действующим в период их выполнения, не подлежала зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Судебная коллегия находит данные доводы основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Из преамбулы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относится Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Улан-Батор, 6 апреля 1981 г.).
Согласно данному Соглашению при назначении пенсий и пособий засчитывается полностью трудовой стаж, в том числе стаж, дающий право для назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон и подтвержденный компетентными органами той Договаривающейся Стороны, на территории которой был приобретен стаж(ст. 4).
Пенсии назначаются и выплачиваются компетентными органами той Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживает ко дню обращения за назначением пенсии гражданин, имеющий право на пенсию, и по законодательству этой Договаривающейся Стороны(п.6).
Таким образом, международным договором в указанной части иные правила назначения и установления пенсии, чем предусмотрены российским законодательством, не установлены.
Материалами настоящего дела подтверждается и не оспаривалось сторонами то обстоятельство, что истец Домашов В.В. в спорные периоды являлся работником российского совместного объединения, непрерывно являлся гражданином Российской Федерации, не вступал в гражданство Монгольской республики ни на момент работы в Монгольской республике, ни на момент возвращения в Российскую Федерацию, ни на момент обращения за назначением пенсии в ДД.ММ.ГГ году. Поэтому истец, являясь гражданином Российской Федерации, имеет право на определение пенсии в соответствии с вышеуказанным российским законодательством.
В то же время, судебная коллегия, оценивая довод представителя ответчика о том, что суд незаконно обязал УПФ РФ произвести с ДД.ММ.ГГ перерасчет пенсии истца с учетом включенных в специальный стаж периодов работы, полагает следующее.
В соответствии с положениями ст. 18 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
В силу статей 19, 20, 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет назначенной пенсии с учетом включенного периода должен быть произведен с даты назначения пенсии.
Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую, утвержденными Постановлением Минтруда РФ N 17, Пенсионным Фондов РФ N 19пб от 27.02.2002 предусмотрено, что обращение за пенсией - это подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.
Перерасчет размера пенсии оформляется распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, которое приобщается в пенсионное дело получателя пенсии.
Отказ в удовлетворении заявления пенсионера о перерасчете размера пенсии оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии, а также оформленный решением Пенсионного фонда отказ в удовлетворении заявления.
Суд первой инстанции, оценивая заявление истца от ДД.ММ.ГГ "о предоставлении расчета пенсии с указанием периодов работы в трудовой стаж", ошибочно полагал, что это заявление о перерасчете пенсии.
Исходя из текста искового заявления, истец просит о перерасчете пенсии и с этой целью о доплате ему разницы между фактически полученной и начисленной пенсией после перерасчета, при этом размер недополученной пенсии станет известен после перерасчета пенсии, произведенного ответчиком. С момента вступления решения суда от ДД.ММ.ГГ в законную силу у ответчика наступила обязанность произвести перерасчет пенсии истца в установленном порядке со дня её назначения, определив её размер с учетом спорных периодов. Спор о размере и выплате сумм пенсии истца, исчисленной с учетом вышеуказанных спорных периодов, не возник. Требования истца о включении спорных периодов в специальный стаж удовлетворены.
Поэтому преждевременно возлагать на ответчика обязанность произвести перерасчет и взыскивать недополученные суммы пенсии, поскольку согласно ФЗ "О трудовых пенсиях" назначение и определение размера пенсии является компетенцией Пенсионного Фонда РФ.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право истца на перерасчет пенсии не нарушено на данный момент.
В связи с чем, решение суда подлежит отмене, как вынесенное преждевременно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Локтевском районе удовлетворить частично.
Решение Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ года отменить в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии Домашову В.В., приняв в этой части решение об отказе в иске.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.