Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Еремина В.А., Дмитриевой О.С.,
при секретаре Савищевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "Алтайречфлот" на решение Центрального районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, государства к ООО "Западно-Сибирское речное пароходство", ООО "Алтайречфлот" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, государства к ООО "Западно-Сибирское речное пароходство", ООО "Алтайречфлот". В обоснование иска указал, что Барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности организациями Алтайского края, эксплуатирующими водный транспорт. В результате проверки установлено, что основным видом деятельности ООО "Алтайречфлот" является осуществление грузовых и пассажирский перевозок речным транспортом. Оно эксплуатирует самоходные и несамоходные суда внутреннего водного транспорта, а также объекты транспортной инфраструктуры (территория грузового района), расположенных по "адрес", которыми владеет как на праве собственности, так и на основании договоров аренды, заключенных с ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство".
По состоянию на ДД.ММ.ГГ на основании договоров аренды *** и *** от ДД.ММ.ГГ, заключенных между ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" и ООО "Алтайречфлот", во владении и пользовании последнего находятся следующие транспортные средства, принадлежащие на праве собственности ОАО "ЗСРП": "данные изъяты"
Кроме того, на основании договора аренды *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного с ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство", во владении и пользовании ООО "Алтайречфлот" находится объект транспортной инфраструктуры - территория грузового района, расположенный по "адрес" в "адрес".
Обязанность по обеспечению требований транспортной безопасности в отношении вышеназванных ОТИ и ТС возлагается как на их собственника - ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство", так и на арендатора - ООО "Алтайречфлот". В нарушение пунктов 5.7, 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГ ***, ни ООО "Алтайречфлот", ни ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" до настоящего времени не обеспечено проведение оценки уязвимости вышеназванных ОТИ и ТС и утверждение ее результатов. Также не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" и ООО "Алтайречфлот", выразившееся в не обеспечении проведения оценки уязвимости принадлежащих им объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и утверждении ее результатов в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной им категории, а также разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости; обязать ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" и ООО "Алтайречфлот" устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности в отношении категорированных объектов транспортной инфраструктуры - территории грузового района, расположенной по "адрес" в "адрес" и указанных транспортных средств а именно: обеспечить проведение их оценки уязвимости и утверждение ее результатов; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности в отношении указанных транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал, уточнил, что требования в полном объеме, за исключением требования в отношении объектов транспортной инфраструктуры - территории грузового района, адресованы к ООО "Алтайречфлот", требования в отношении ОАО "ЗСРП" не поддерживают.
Решением Центрального районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие ООО "Алтайречфлот", выразившееся в не обеспечении проведения оценки уязвимости принадлежащих им объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и утверждении ее результатов в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной им категории, а также разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости. Обязал ООО "Алтайречфлот" в срок до "данные изъяты" г. обеспечить проведение оценки уязвимости категорированных транспортных средств и утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости транспортных средств: "данные изъяты" Суд взыскал с ООО "Алтайречфлот" в доход бюджета муниципального образования "адрес" государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "Алтайречфлот" просит решение суда отменить, принять новое. Суд необоснованно пришел к выводу о том, что ООО "Западно-Сибирское речное пароходство" не является субъектом транспортной инфрастуктуры, поскольку оно продолжает оставаться собственником транспортных средств, независимо от наличия лицензии на перевозку грузов и пассажиров. Суд не учел, что договор аренды с ООО "Алтайречфлот" мог быть расторгнут, флот мог выйти из пользования арендатора. В своем отзыве в суд этот ответчик указывал, что часть спорных судов возвращена арендодателю, еще часть передается ДД.ММ.ГГ, в связи с чем, предоставить документы в тот момент не представлялось возможным. Просит принять в качестве дополнительных доказательств дополнительные соглашения, заключенные с ООО "Западно-Сибирское речное пароходство" в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ вместе с актами приема-передачи судов. Таким образом, указанные в решении транспортные средства у ООО "Алтайречфлот" отсутствуют, что делает решение суда неисполнимым. Также ответчик представлял суду договоры купли-продажи и аренды части спорных судов, заключенные ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ между ООО "Западно-Сибирское речное пароходство" и ООО "Барнаульский речной порт". Ходатайство о привлечении этой организации в качестве ответчика по делу суд не удовлетворил.
В письменных возражениях прокурор и ОАО "ЗСРП" просят об оставлении жалобы без удовлетворения.
В ходе апелляционного рассмотрения представитель ООО "Алтайречфлот" настаивала на удовлетворении жалобы.
Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ООО "Алтайречфлот", проверяя законность и обоснованность принятого решения в соответствии с п.1 ст.327-1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 16-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О транспортной безопасности", в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
В силу ч.1 ст.4 данного ФЗ, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ст.5 ФЗ).
В соответствии с п.п.1, 4 ст.9 ФЗ, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС (пункт 5.8 требований).
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной Инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 2 Порядка проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС (далее - Порядок проведения оценки уязвимости), оценка уязвимости ОТИ и/или ТС проводится в целях определения степени защищенности ОТИ и/или ТС от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность названных объектов.
В силу пункта 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок разработки планов), утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 34 план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты ОТИ и/или ТС от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, являются информацией ограниченного доступа.
В силу пункта 2 Порядка разработки планов- план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 5.13.2 пункта 5.13 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 371, Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта.
Субъект транспортной инфраструктуры обязан подготовить материалы и направить их в компетентный орган (Росморречфлот) для включения в реестр категорированных объектов; после получения уведомления на основе публичного договора со специализированной организацией провести оценку уязвимости объекта и составить план обеспечения транспортной безопасности в соответствии с порядком разработки планов.
Согласно ч.2 ст.15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Как установлено в п.п.1, 4, 5 ст.16 этого Кодекса, судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу п.1 ст.17 Кодекса, государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Договор аренды судна без экипажа вступает в силу после регистрации этого договора органом государственной регистрации судна (ч.4 ст.63 Кодекса).
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения решения судом на основании договоров аренды *** и *** от ДД.ММ.ГГ, заключенных между ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" и ООО "Алтайречфлот", во владении и пользовании последнего находились следующие транспортные средства: "данные изъяты"
Ходатайство ООО "Алтайречфлот" о принятии дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, оставлено судебной коллегией без удовлетворения по основаниям, указанным в ч.1 ст.327-1 ГПК РФ.
Представленным суду первой инстанции договорам купли-продажи и аренды в отношении части спорных судов, заключенных ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ между ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" и ООО "Барнаульский речной порт", в решении дана надлежащая оценка. Они обоснованно не приняты во внимание, поскольку не прошли государственную регистрацию.
Таким образом, каких-либо доказательств, что на момент вынесения решения судом, ООО "Алтайречфлот" не владело на законном основании указанными транспортными средствами, суду представлено не было.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Федерального агентства морского и речного транспорта N ДД.ММ.ГГ от ДД.ММ.ГГ, адресованное именно ООО "Алтайречфлот", которым этот ответчик был уведомлен о присвоении указанным выше транспортным средствам категорий и реестровых номеров.
Данное письмо было направлено в прокуратуру самим ООО "Алтайречфлот" ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, именно ООО "Алтайречфлот", являясь законным владельцем указанных транспортных средств, а не их собственник ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство", является и субъектом транспортной инфраструктуры, обязанным выполнить требования, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 16-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О транспортной безопасности".
Между тем, получив указанное уведомление, ООО "Алтайречфлот", вопреки требованиям закона, не обеспечило проведение оценки уязвимости транспортных средств, а также не разработало и не утвердило план обеспечения транспортной безопасности в отношении указанных транспортных средств.
Доводы жалобы о неисполнимости судебного решения не влекут его отмену, поскольку этот вопрос будет решаться судебным приставом-исполнителем в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве".
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о непривлечении судом по ходатайству ООО "Алтайречфлот" ООО "Барнаульский речной порт", поскольку такого ходатайства суду не заявлялось, а кроме того, судебным решением вопрос о правах и обязанностях ООО "Барнаульский речной порт" никак не разрешен.
Учитывая изложенное, каких-либо оснований для отмены либо изменения решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ООО "Алтайречфлот" на решение Центрального районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.