Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 21 марта 2013 г. по делу N 33А-371
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Скворцовой А.Д., с участием заявителя ФИО1, представителя командира войсковой части "данные изъяты" лейтенанта юстиции ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение 235 гарнизонного военного суда от 14 декабря 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части "данные изъяты" старшего лейтенанта запаса ФИО1 об оспаривании действий командира той же воинской части, связанных с отказом заявителю в перерасчете выплаты оклада по воинскому званию в течение одного года после увольнения с военной службы.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения заявителя в обоснование жалобы и представителя командира войсковой части 16660, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, 15 декабря 2011 года ФИО1, проходивший службу в ФСО, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава войсковой части "данные изъяты", правопреемником которой является войсковая часть "данные изъяты".
Ссылаясь на то, что в течение года после увольнения с военной службы ему положена выплата оклада по воинскому званию, в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (далее Постановлением Правительства РФ N 992), 23 июля 2012 года ФИО1 обратился к командиру войсковой части "данные изъяты" с заявлением, в котором просил производить ему выплату оклада по воинскому званию в размере, установленном вышеуказанным Постановлением.
Однако в удовлетворении заявления ФИО1 командиром войсковой части "данные изъяты" было отказано со ссылкой на то, что такая выплата в 2012 году должна производиться заявителю в размере оклада по воинскому званию, без учета его увеличения Постановлением Правительства РФ N 992.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил обязать командира войсковой части "данные изъяты" произвести ему перерасчет выплаты оклада по воинскому званию в течение одного года после увольнения с военной службы, исходя из оклада по воинскому званию "старший лейтенант" в размере 10500 рублей, установленному Постановлением Правительства РФ N 992, а также возместить ему судебные расходы.
До вынесения судом решения по делу войсковой частью "данные изъяты" в добровольном порядке была произведена выплата заявителю оклада по воинскому званию за период с 1 февраля по 15 декабря 2012 года, без учета его увеличения Постановлением Правительства РФ N 992. При этом из пояснений заявителя в суде апелляционной инстанции следует, что причитающаяся ему задолженность по выплате оклада по воинскому званию в течение одного года после увольнения с военной службы была полностью ликвидирована, но без учета его увеличения Постановлением Правительства РФ N 992.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил частично, взыскав с войсковой части "данные изъяты" в пользу заявителя понесенные им по делу судебные расходы, связанные с оплатой проезда к месту проведения предварительного судебного заседания в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек. В остальной части требований заявителя судом отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении его требований:
- о перерасчете выплаты оклада по воинскому званию в течение одного года после увольнения с военной службы;
- о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой заявления государственной пошлиной, а также проездом в суд - отменить, в связи неправильным применением норм материального права, а именно применения закона, не подлежащего применению и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд не учел, что размеры окладов по воинскому званию, установленные Постановлением Правительства РФ N 992 применяются ко всем военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы без права на пенсию по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, вне зависимости от принадлежности подразделения, в котором гражданин проходил военную службу к какому-либо федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, по мнению заявителя, вывод суда о том, что при расчете оклада по воинскому званию, выплачиваемому в течение одного года после увольнения с военной службы к нему должны применяться нормы законодательства, установленные для военнослужащих федеральных органов государственной охраны, является необоснованным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года), военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию и имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.
Порядок выплаты указанного оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 18 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", назначение и выплата указанного оклада по воинскому званию производятся в соответствии с правовым актом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, принятым на основании указанного постановления.
В Федеральной службе охраны такой порядок был определен приказом Директора ФСО от 1 ноября 2005 года N 427 "Об утверждении Инструкции о выплате военнослужащим федеральных органов государственной охраны единовременного пособия при увольнении с военной службы, а также ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию после увольнения с военной службы" (далее Инструкции), действовавшим до 31 декабря 2012 года.
Пунктом 15 Инструкции установлено, что если в течение срока выплаты ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию повышаются (индексируются) оклады денежного содержания военнослужащих, состоящих на военной службе, соответственно увеличиваются и размеры выплачиваемого ежемесячного социального пособия и оклада по воинскому званию.
Из изложенного следует, что размеры окладов по воинскому званию, подлежащих выплате бывшим военнослужащим федеральных органов государственной охраны после увольнения с военной службы, являются производными от окладов по воинскому званию, установленных для действующих военнослужащих указанных органов и подлежат увеличению, только в случае их увеличения последним.
Согласно Положению N 3 к Постановлению Правительства РФ N 992, оклад по воинскому званию "старший лейтенант" действительно установлен в размере "данные изъяты" рублей.
Однако пунктом 6 вышеуказанного Постановления установлено, что в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в том числе военнослужащих федеральных органов государственной охраны, оно вступает в силу с 1 января 2013 года.
Как следует из материалов дела, заявитель был уволен с военной службы в 2011 году и имел право на получение оклада по воинскому званию в 2011 - 2012 годах. Таким образом, поскольку для военнослужащих ФСО оклады по воинскому званию в размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 992, были установлены лишь с 1 января 2013 года, права на получение оклада по воинскому званию в размере, установленном вышеуказанным Постановлением, заявитель не имел.
Исходя из приведенных выше обстоятельств и требований действующего законодательства вывод суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения заявления ФИО1, как проходившего службу в федеральных органах государственной охраны, не имеется, является правильным.
Иное толкование действующего законодательства, изложенное в качестве доводов апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям является несостоятельным, поскольку на нормах материального права не основано.
Таким образом, вопреки утверждениям автора апелляционной жалобы, судом первой инстанции нарушений норм материального права, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 327.1, п.п. 1 абзацем 2 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 235 гарнизонного военного суда от 14 декабря 2013 года по заявлению ФИО1 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Серазитдинов Э.Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.