Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 01 августа 2013 г. по делу N 33А-970
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Линкина А.И.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Коронца А.А.,
при секретаре - Потанине Н.А.,
с участием представителя заявителя Ильина В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса Ерукаева ФИО8 об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с не предоставлением ему жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Ерукаев уволен с военной службы в запас приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами от ДД.ММ.ГГГГ N по состоянию здоровья с оставлением в списках военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. В 2004 году Ерукаев с его согласия на состав семьи 5 человек был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания общей площадью 70,7 кв.м. по адресу: "адрес", п "адрес". Ввиду необеспеченности Ерукаева жилым помещением по установленным нормам, он был командованием оставлен в списках военнослужащих войсковой части N, нуждающихся в жилом помещении.
В октябре 2011 года Ерукаев обратился к командиру войсковой части N по вопросу предоставления ему недостающей жилой площади, который, в свою очередь, 18 октября 2011 года обратился в адрес директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) с ходатайством о предоставлении Ерукаеву недостающей жилой площади, но ответа на данное обращение получено не было.
Полагая свои права нарушенными, Ерукаев, через своего представителя Ильина В.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не предоставлением ему необходимого жилого помещения в разумный срок и согласно установленной очередности, а так же возложить на названное должностное лицо обязанность по предоставлению в установленном порядке ему и членам его семьи дополнительно к имеющемуся жилому помещению другого жилого помещение в избранном им постоянном месте жительства в "адрес" или "адрес".
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ее автор указывает, что руководителем ДЖО МО РФ не рассмотрен поставленный в письме командира войсковой части N жилищный вопрос заявителя и ответ на данное обращение не дан.
Со ссылкой на ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и Инструкцию о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утвержденную приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года, отмечает, что должностными лицами Министерства обороны РФ не принималось решения о снятии заявителя с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
Далее в жалобе обращается внимание на ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой норма жилой площади устанавливается в размере 12 кв. м. на одного человека, вследствие чего автор жалобы приходит к выводу о несостоятельности ссылки суда на решение Совета депутатов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления жилого помещения" и сделанного на основании него вывода об обеспечении заявителя жилым помещением для постоянного проживания более учетной нормы.
Также автор жалобы указывает, что заявитель был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением решением жилищной комиссии войсковой части N, при этом в последующем каких-либо решений о снятии его с жилищного учета, в том числе и директором ДЖО МО РФ, не принималось.
Ссылаясь на п. 3 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 и приказ Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455, автор жалобы утверждает, что поскольку право заявителя на обеспечение жилым помещением было нарушено при его увольнении с военной службы именно Министерством обороны РФ, а не ДЖО МО РФ, то и восстановить нарушенное право заявителя должно Министерство обороны РФ.
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех имеющих значение для дела обстоятельств, установленных на основании исследованных в судебном заседании доказательств, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Как видно из решения суда и материалов дела Ерукаев, уволенный с военной службы в запас приказом главнокомандующего ВВС от ДД.ММ.ГГГГ N, просит суд обязать Министерство обороны РФ обеспечить его дополнительно к имеющемуся жилым помещением в избранном им постоянном после увольнения месте жительства в "адрес" или "адрес".
Из материалов дела так же усматривается, что заявитель и члены его семьи (всего 5 человек) в 2004 году были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания общей площадью 70,7 кв.м. по адресу: "адрес", п "адрес", которое в последующем было оформлено в собственность его супруге.
После обеспечения заявителя и членов его семьи названным жилым помещением, ему 12 апреля 2004 года была выдана справка за подписью заместителя командира войсковой части N по тылу, в которой он указывал на то, что при получении жилой площади по вышеуказанному адресу заявитель будет оставлен в списках военнослужащих воинской части, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Тем самым, данная справка содержит информацию, имеющую предполагаемые сведения о том, что в будущем заявитель будет оставлен в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако, как следует из материалов дела и пояснения сторон, заявитель и члены его семьи в настоящий момент, после обеспечения их названным выше жилым помещением, не состоят на жилищном учете в реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения. При этом, каких-либо достоверных данных о том, выносилось ли жилищной комиссией войсковой части N решение об оставлении заявителя и членов его семьи на жилищном учете после предоставления ему жилого помещения, материалы дела не содержат. Ничего пояснить по этому поводу в судах первой и апелляционной инстанций не смог и представитель заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, исходя из требований ч. 1 ст. 23 названного Закона и ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, основным условием предоставления военнослужащим жилого помещения является признанная в установленном порядке их нуждаемость в получении жилого помещения.
Это же требование установлено и п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны от 30 сентября 2010 года N 1280, в котором определено, что жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, дав правильную оценку исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам, пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящее время, заявитель не состоит на соответствующем жилищном учете, в связи с чем на законных основаниях отказал в удовлетворении требований заявителя о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации по обеспечению его жилым помещением.
Доводы автора жалобы относительно того, что руководителем ДЖО МО РФ не дан ответ командиру войсковой части N относительно поставленного в его письме жилищного вопроса заявителя, являются несостоятельными, поскольку подобных требований ФИО1 не заявлялось и данный вопрос не являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции.
Утверждению автора жалобы о том, что должностными лицами Министерства обороны РФ не принималось решения о снятии заявителя с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, в данном случае не может быть дана оценка судом, поскольку данный вопрос не ставился ФИО1 в своем заявлении и в суде первой инстанции, в связи с чем он также не являлся предметом спора по делу и не исследовался судом первой инстанции.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживаются заявитель и его представитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2013 года по заявлению Ерукаева ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного военного суда А.А. Коронец
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.