Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 25 июля 2013 г. по делу N 33А-938
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Линкина А.И. и Коронца А.А.,
при секретаре - Урманчеевой Л.Ф.,
с участием представителя военного прокурора Саратовского гарнизона советника юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ФГКВОУ ВПО "Саратовский военный институт внутренних войск МВД России" (далее - Институт) на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении иска военного прокурора Саратовского гарнизона в интересах Института о взыскании с бывшего военнослужащего Института Педченко ФИО9 денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения представителя военного прокурора, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Педченко в период с 1 августа 2011 года по 31 августа 2012 года обучался в ФГКВОУ ВПО "Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России", после чего был переведен в Саратовский Институт. Приказом начальника Института от 3 сентября 2012 года N 179 Педченко, относящийся к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 сентября 2012 года зачислен в списки личного состава Института и назначен на воинскую должность курсанта 5 батальона курсантов указанного Института..
Приказом начальника Института от 16 января 2013 года N 8 ответчик, в соответствии с п. 125 Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России, утвержденного приказом МВД России от 14 января 2005 года N 22, исключен из списков личного состава Института в связи с невыполнением требований к дисциплинированности обучающихся и на основании распоряжения главнокомандующего ВВ МВД России от 15 января 2013 года N 4/2-386 направлен для дальнейшего прохождения военной службы по призыву в войсковую часть N.
Военный прокурор Саратовского гарнизона, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд иском, в котором просил взыскать с ответчика в пользу Института денежную сумму в размере "данные изъяты" рублей 56 копеек, в счет возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе начальник Института, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы, ссылаясь на положения п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N 402 и приказа МВД России от 14 августа 2008 года N, указывает, что ответчиком должны быть возмещены денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку.
Полагает, что выводы суда о том, что сам факт отнесения ответчика к лицам, оставшимся без попечения родителей является основанием для освобождения его от возмещения вышеуказанных средств, не основаны на Законе.
Отмечает, что вопреки выводам суда, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку, имеют иную правовую природу, нежели социальные гарантии, предусмотренные для ответчика Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Указывает, что п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающей обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования за нежелание учиться, не содержит каких-либо исключений для детей, оставшихся без попечения родителей.
В заключение апелляционной жалобы ее автор отмечает, что согласно Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N 402, в расходы на возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку не входят расходы на высшее профессиональное обучение и расходы на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке сирот.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех имеющих значение для дела обстоятельств, установленных на основании исследованных в судебном заседании доказательств, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 7 ст. Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Вместе с тем, приведенные выше положения закона не могут применяться в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания получения ими профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях, по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица, в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Этой же нормой предусмотрено, что полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования включают в себя предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 этого же закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
В период обучения по очной форме за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
В соответствии с ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии, предусмотренные указанным Федеральным законом для детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
Как видно из копий справки, выданной начальником отдела опеки и попечительства департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа от 26 июля 2010 года N 16/8004, справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области от 8 июня 2005 года, одинокая мать ответчика - ФИО6 была ограничена в родительских правах в отношении Педченко, а сведения об отце лишь внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери, из чего следует, что ответчик является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, ответчик, являющийся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении и имел дополнительные гарантии по социальной поддержке, при получении профессионального образования до окончания обучения в Институте.
Исходя из приведенных выше обстоятельств и требований действующего законодательства суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу о том, с Педченко, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то есть находившегося на полном государственном обеспечении и обучавшегося в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (государственном образовательном учреждении), не могут быть взысканы средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного к нему иска.
Довод автора апелляционной жалобы о том, что средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку, имеют иную правовую природу, нежели социальные гарантии, предусмотренные для ответчика Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" во внимание принят быть не может, поскольку основан на субъективном понимании положений действующего законодательства.
Утверждение автора жалобы о том, что п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не содержит каких-либо исключений для детей, оставшихся без попечения родителей является несостоятельным, поскольку как следует из изложенного выше, указанное исключение следует из системного толкования приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и закона Российской Федерации "Об образовании" во взаимосвязи с которыми должна применяться приведенная выше правовая норма.
Ссылка автора жалобы на то, что в расходы на возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, не входят расходы на высшее профессиональное обучение и расходы на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке сирот, является несостоятельной, поскольку основана на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Вопреки утверждению в жалобе, судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального права и они правильно применены судом.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 327.1, п.п. 1 абзацем 2 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2013 года по иску военного прокурора Саратовского гарнизона к Педченко ФИО10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника ФГКВОУ "Саратовский военный институт внутренних войск МВД России" - без удовлетворения.
Копия верна:
Судья Московского окружного военного суда А.А.Коронец
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.