Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 июня 2013 г. по делу N 33А-731
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Линкина А.И.,
судей: Лаврентьева В.В. и Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Егоршиной Е.С., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ФГКВОУ "Саратовский военный институт внутренних войск МВД России" (далее Института) на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 19 марта 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении иска военного прокурора Саратовского гарнизона в интересах Института о взыскании с бывшего военнослужащего Института младшего сержанта ФИО1 денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, приказом начальника Института от 27 июля 2011 года N 149 ФИО8, являющийся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 августа 2011 года зачислен в списки личного состава Института и назначен на воинскую должность курсанта 1 курса указанного Института.
Приказом начальника Института от 12 декабря 2012 года N 259 с/ч ФИО8, в соответствии с п. 125 Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России, утвержденного приказом МВД России от 14 января 2005 года N 22, отчислен из Института в связи с нежеланием учиться, на основании абзаца 1 п. 4 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава Института и направлен для прохождения военной службы по призыву.
В январе 2013 года военный прокурор Саратовского гарнизона обратился в суд иском, в котором просил взыскать с ответчика в пользу Института денежную сумму в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, в счет возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку.
В судебном заседании представитель военного прокурора Саратовского гарнизона отказался от вышеуказанных исковых требований. Однако представитель начальника Института в направленном в суд заявлении поддержал исковые требования и настаивал на рассмотрении дела по существу.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе начальник Института, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы, ссылаясь на положения п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N 402 и приказа МВД России от 14 августа 2008 года N 713 дсп, указывает, что ответчиком должны быть возмещены денежные средства, затраченные на его подготовку.
Полагает, что выводы суда о том, оставление ответчика без попечения родителей является основанием для освобождения его от возмещения вышеуказанных средств, не основаны на Законе.
Отмечает, что вопреки выводам суда, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку, имеют иную правовую природу, нежели социальные гарантии, предусмотренные для ответчика Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Указывает, что п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающей обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования за нежелание учиться, обязанность по возмещению средств федерального бюджета затраченных на их военную или специальную подготовку, не содержит каких-либо исключений для детей, оставшихся без попечения родителей.
В заключение апелляционной жалобы ее автор отмечает, что согласно Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N 402, в расходы на возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку не входят расходы на высшее профессиональное обучение и расходы на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке сирот.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит оспариваемое решение законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Вместе с тем, приведенные выше положения закона не могут применяться в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания получения ими профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях, по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица, в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими.
Этой же нормой предусмотрено, что полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования включают в себя предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
В период обучения по очной форме за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
В соответствии с ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии, предусмотренные указанным Федеральным законом для детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Частью 9 ст. 50 закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" установлено, что в образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
Как видно из копий распоряжения Администрации Волжского района города Саратова от 26 марта 2004 года N 235, справки о рождении от 1 мая 1993 года N 7 и решения Волжского районного суда города Саратова от 18 мая 2005 года, одинокая мать ответчика - ФИО5 признана безвестно отсутствующей, а его отец лишен родительских прав, из чего следует, что ответчик является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, ответчик, являющийся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении и имел дополнительные гарантии по социальной поддержке, при получении профессионального образования до окончания обучения в Институте.
Исходя из приведенных выше обстоятельств и требований действующего законодательства суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу о том, с ФИО8, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то есть находившегося на полном государственном обеспечении и обучавшегося в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (государственном образовательном учреждении), не могут быть взысканы средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного к нему иска.
Довод автора апелляционной жалобы о том, что средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку, имеют иную правовую природу, нежели социальные гарантии, предусмотренные для ответчика Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" во внимание принят быть не может, поскольку основан на субъективном понимании положений действующего законодательства.
Утверждение автора жалобы о том, что п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не содержит каких-либо исключений для детей, оставшихся без попечения родителей является несостоятельным, поскольку как следует из изложенного выше, указанное исключение следует из системного толкования приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и закона Российской Федерации "Об образовании" во взаимосвязи с которыми должна применяться приведенная выше правовая норма.
Ссылка автора жалобы на то, что в расходы на возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, расходы на высшее профессиональное обучение и расходы на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке сирот не входят, является несостоятельной, поскольку основана на ошибочном толковании положений действующего законодательства и опровергается изложенным выше.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Таким образом, вопреки утверждениям автора апелляционной жалобы, обжалуемое им решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 327.1, п.п. 1 абзацем 2 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 19 марта 2012 года по иску военного прокурора Саратовского гарнизона к ФИО1 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника ФГКВОУ "Саратовский военный институт внутренних войск МВД России" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.