Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 25 апреля 2013 г. по делу N 33А-550
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Коронца А.А.,
судей: Неустроева В.С. и Линкина А.И.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием представителя начальника и жилищной комиссии отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево Каргиной А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Мардашова В.М. на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 17 января 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево (далее - отряд) лейтенанта Тугова ФИО11 об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии данного отряда, связанных со снятием с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения представителя должностного лица, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, решением жилищной комиссии отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево от 26 сентября 2012 года (протокол N 7) Тугов с составом семьи три человека (он, жена, дочь) был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, в связи с обеспеченностью его и членов его семьи жилой площадью на каждого члена семьи, превышающей учетную норму.
Полагая свои права нарушенными, Тугов, через своего представителя Мардашова, обратился в военный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просил:
-признать незаконным решение жилищной комиссии отряда, утвержденное начальником отряда от 26 сентября 2012 года о снятии Тугова с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
-обязать жилищную комиссию отряда восстановить Тугова в списках учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Тугова отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявления.
В обоснование доводов жалобы ее автор, ссылаясь на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", указывает, что супруга и дочь заявителя не могут являться членами семьи собственника жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включения их в списки очередников на получение таковых, обеспечения жильем и снятия с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктом 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно п. 2 постановления главы "адрес" от 29 июля 2005 года N 118 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения" в данном населенном пункте установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Постановлением мэра "адрес" от 28 февраля 2005 года N 761 "О мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части предоставления жилых помещений" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно материалам дела в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", общей площадью 53, 4 кв.м. проживают и зарегистрированы отец заявителя с 1993 года, сам заявитель с 2000 года и члены его семьи (жена и дочь) с 2002 года.
Указанная квартира принадлежала на праве собственности матери заявителя, а после ее смерти в 2009 году эта квартира стала принадлежать на праве собственности отцу заявителя, при этом статус проживания заявителя и членов его семьи не изменился.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии с подп. "а" и "б" п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. При этом, членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Таким образом, Тугов как ранее проживал, так и в настоящее время проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", совместно с собственником этого жилого помещения, в которое он был вселен в качестве члена семьи собственника указанного жилого помещения.
На основании изложенного, с момента смерти матери заявителя с 2009 года на каждого проживающего в квартире, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", общей площадью 53, 4 кв.м., приходится 13, 35 кв.м. площади жилого помещения, что выше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в городе Ярославле.
При таких данных, суд правомерно пришел к выводу о законности оспоренных Туговым действий начальника и жилищной комиссии отряда, связанных со снятием заявителя и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку заявитель является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
То обстоятельство, что заявитель и члены его семьи с октября 2009 года заключили с собственником названной квартиры договор найма жилого помещения, в соответствии с которым был изменен порядок пользования данной квартирой и заявителю была предоставлена в пользование одна из комнат данной квартиры, в данном случае не может влиять на обоснованность принятого жилищной комиссией отряда решения, поскольку данный договор был заключен заявителем добровольно и был направлен на сознательное ухудшение своих жилищных условий, что, исходя из требований ст. 53 ЖК РФ, препятствует возможности заявителя состоять на жилищном учете.
Что же касается довода апелляционной жалобы о том, что жена и дочь заявителя не могут являться членами семьи собственника жилого помещения, то он является не состоятельным, поскольку противоречит разъяснениям, данным в подп. "а" и "б" п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается представитель заявителя в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ярославского гарнизонного военного суда от 17 января 2013 года по заявлению Тугова ФИО12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного военного суда А.А. Коронец
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.