Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 25 апреля 2013 г. по делу N 33А-520
Судебная коллегия по Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А.,
судей:
Балабанова Н.Н. и Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Скворцовой А.Д., с участием заявителя ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части "данные изъяты" майора ФИО1 об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты" об отказе в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения заявителя в обоснование жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 в 1994 году, заключил первый контракт о прохождении военной службы на время обучения в ВУЗе и 5 лет военной службы после его окончания.
Решением жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты" от 30 октября 2007 года, оформленным протоколом N 4 от 30 октября 2007 года ФИО1 на состав семьи из 3 человек было распределено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 56,6 кв.м.
В конце 2012 года ФИО1 обратился к командиру войсковой части 3797, с рапортом, в котором просил принять его с составом семьи 4 человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, со ссылкой на то, что имеющееся у него жилое помещение, предоставлено ему по типовому договору служебного найма.
Однако решением жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты" от 13 декабря 2012 года, оформленным протоколом N 17 ФИО1 отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, со ссылкой на то, что он и члены его семьи обеспечены жилым помещением по установленным нормам.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, просил суд:
- признать решение жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты", оформленное протоколом N 17 от 13 декабря 2012 года, а также действия командира войсковой части "данные изъяты", связанные с утверждением данного решения, незаконными;
- обязать жилищную комиссию войсковой части "данные изъяты" принять решение о постановке его с составом семьи 4 человека в очередь на получение жилой площади, а командира войсковой части "данные изъяты" утвердить это решение.
Кроме того, заявитель просил суд разрешить вопрос о судебных расходах.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение, об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с подпунктом 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ он, как не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, должен быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
Вывод суда в обжалуемом решении о том, что заключение на предоставленную ему квартиру договора найма служебного жилого помещения, являлось временной мерой, не соответствует нормам жилищного и гражданского законодательства.
Судом оставлено без внимания, что имеющаяся у него квартира является служебной.
Рассмотрев материалы дела и проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1. ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с п. 12 постановления Правительства РФ N 42 от 26 января 2006 года "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В Инструкции, утвержденной приказом ГК ВВ МВД РФ от 9 августа 2007 года также указано, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду, а включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд производится на основании решения органа управления государственным жилищным фондом во внутренних войсках.
В соответствии с п. 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства от 16 июля 2007 года N 447,
"правообладатель" - федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.
Таким образом, по смыслу вышеназванных правовых норм, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся лишь те помещения, которые отнесены надлежащим образом к специализированному жилищному фонду на основании решения соответствующего органа.
Согласно имеющейся в деле выписке из реестра федерального имущества, жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", общей площадью 56,6 кв.м. находится в федеральной собственности, а его правообладателем является войсковая часть "данные изъяты".
Как усматривается из ответа командира войсковой части "данные изъяты" от 6 февраля 2013 года N 25/141 на судебный запрос, решения об отнесении жилых помещений, находящихся в вышеуказанном доме к специализированному жилищному фонду ВВ МВД РФ не принималось.
Решением Земского собрания Кстовского района Нижегородской области от 30 сентября 2005 года N 740, учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан установлена в размере 10 кв.м. на одного человека.
Исходя из изложенного, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель и члены его семьи обеспечены жилым помещением по установленным нормам, которое не отнесено к специализированному жилому фонду и фактически проживают в нем на условиях социального найма.
Вместе с тем к лицам, подлежащим принятию на жилищный учет в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, относятся наниматели жилого помещения по договору социального найма или членный их семей, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно же п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из изложенного, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель не может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обоснованно отказал в удовлетворении заявления ФИО1.
Довод заявителя о том, что в соответствии с подпунктом 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ он, как не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, должен быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, является несостоятельным, поскольку, опровергается изложенным выше.
Ссылка автора жалобы на то, что вывод суда в обжалуемом решении о том, что заключение на предоставленную ему квартиру договора найма служебного жилого помещения, являлось временной мерой, не соответствует нормам жилищного и гражданского законодательства, правового значения не имеет, поскольку указанное, не свидетельствует о наличии у него права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Довод заявителя о том, что суд оставил без внимания, то обстоятельство, что имеющаяся у него квартира является служебной, не может быть признан состоятельным, поскольку доказательств указанного обстоятельства материалы дела не содержат. Ссылка же заявителя на имеющийся в материалах дела типовой договор служебного найма жилого помещения N 68 от 1 января 2008 года является несостоятельной, поскольку, исходя из изложенного выше, наличие данного договора не свидетельствует о том, что предоставленное заявителю жилое помещение является служебным. Более того, из объяснений заявителя в суде апелляционной инстанции следует, что в 2009 году вступившим в законную силу судебным решением, вышеуказанный договор был признан недействительным.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживаются заявитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
Вопреки утверждению автора апелляционной жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Нарушений либо неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно.
Судья Московского
окружного военного суда Серазитдинов Э.Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.