Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 августа 2013 г. по делу N 33А-1084
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н.,
судей:
Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя и его представителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Калужского гарнизонного военного суда от 22 мая 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота "Военно-морская академия" имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (г. Обнинск Калужская область) капитана 2 ранга ФИО1 об оспаривании решения начальника Калужского отделения федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное ЗРУЖО МО РФ), связанного с отказом в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения заявителя и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и проходящему военную службу в Военном учебно-научном центре Военно-Морского Флота "Военно-морская академия" имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (далее - военная академия), дислоцирующемся в г. Обнинске Калужской области, на основании извещения заместителя начальника федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 23 января 2013 года на состав семьи 3 человека в городе Подольске Московской области распределена двухкомнатная квартира общей площадью 72,5 кв.м., с получением которой заявитель был согласен.
Решением начальника территориального ЗРУЖО МО РФ от 15 апреля 2013 года заявителю отказано в предоставлении вышеуказанного жилого помещения в связи с тем, что он не относится к категории военнослужащих, увольняющихся с военной службы, то есть имеющих права на обеспечение жильем в избранном постоянном месте жительства.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил суд признать незаконным и отменить решение начальника территориального ЗРУЖО МО РФ от 15 апреля 2013 года и обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему вышеуказанного жилого помещения, расположенного в городе Подольске Московской области.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы ее автор указывает на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, связанных с тем, что в отношении него начата процедура увольнения с военной службы в связи с достижением им предельного возраста пребывания на ней. А именно, на основании его рапорта от 15 мая 2013 года ему согласно резолюции должностного лица на нем с 5 августа 2013 года предоставляется отпуск по личным обстоятельствам, предусмотренный пунктом 12 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, продолжительностью 30 суток, а также он включен в план увольнения.
Полагает, что при таких обстоятельствах, военный суд неправильно применил положения пунктов 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Обращает внимание на то, что извещение от 23 января 2013 года о распределении ему на состав семьи 3 человека в городе Подольске двухкомнатной квартиры в соответствии с ч. 1 ст. 435 ГК РФ является офертой, содержащей существенные условия будущего договора социального найма, а его согласие, сделанное в установленный для этого срок, - акцептом, что свидетельствует о его праве на заключение договора социального найма вышеупомянутой квартиры.
Утверждает, что в соответствии с пунктами 9 и 13 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, он, как военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней имеет право на принятие на жилищный учет по избранному им постоянному месту жительства и, как следствие, на получение жилья.
В заключение доводов апелляционной жалобы ее автор ссылается на положения ч. 1 ст. 27 и ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право выбирать место пребывания и жительства, право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 и 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотрено, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно абз. 2 ст. 23 Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона, то есть федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В пункте 3 статьи 6 Федерального закона закреплено конституционное право военнослужащих, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
При этом на основании положений пункта 9 Правил военнослужащие, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе подлежат постановке на очередь на получение жилых помещений по избранному ими постоянному месту жительства.
Таким образом, исходя из системного анализа вышеприведенных положений действующего законодательства, государство гарантирует военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей по истечении первых пяти лет военной службы предоставление именно по месту прохождения военной службы жилых помещений по договорам социального найма, а в связи с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней и желанием указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, принятие не более чем за 3 года до увольнения на жилищный учет по избранному ими месту жительства с последующим обеспечением там жилыми помещениями.
Как видно из материалов дела, ФИО1 относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и по истечении первых пяти лет военной службы имеющих право на обеспечение по месту прохождения военной службы жилыми помещениями по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, признавая законным решение начальника территориального ЗРУЖО МО РФ от 15 апреля 2013 года, правомерно исходил из того, что поскольку заявитель не относится к категории военнослужащих, увольняющихся с военной службы, то права на обеспечение жилым помещением, распределенным ему в городе Подольске Московской области, то есть не по месту прохождения военной службы, он не имеет.
На основании вышеизложенного довод автора апелляционной жалобы о неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку только при увольнении с военной службы государство гарантировало военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставление жилых помещений, расположенных не по месту увольнения этих военнослужащих с военной службы. При этом, о чем справедливо указал суд первой инстанции в обжалованном решении, ФИО1 в настоящее время не относится к категории военнослужащих, в отношении которых начаты мероприятия по увольнению, а предоставление ему отпуска по личным обстоятельствам, а также включение его в план командования военной академии на представление к увольнению с военной службы в июне 2015 года, в силу пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы таковыми мероприятиями не являются.
В этой связи, вопреки ошибочному мнению автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции нарушений норм материального права не допустил.
Мнение автора апелляционной жалоба о его праве на заключение договора социального найма распределенной ему квартиры, поскольку извещение от 23 января 2013 года о ее распределении является офертой, а его согласие, сделанное в установленный для этого срок, - акцептом, не ставит под сомнение правильное решение суда первой инстанции, поскольку эти обстоятельства в отсутствие права у ФИО1 на получение жилого помещения, предоставленного ему не по месту военной службы, не являются юридически значимыми.
Ссылка в жалобе о праве ФИО1 состоять на жилищном учете по избранному месту жительства не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, не свидетельствует о незаконности обжалованного решения, поскольку это право военнослужащего непосредственно связано со временем принятия его на указанный учет, а не с фактическим получением жилья.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калужского гарнизонного военного суда от 22 мая 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.