СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего: Харманюк Н.В.,
судей: Машкиной И.М., Пристром И.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 9 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 июля 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в установленном порядке очередности выдать Хмелевской Ж.Э государственный жилищный сертификат на состав семьи ... в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, исчислив размер субсидии без вычета стоимости жилых помещений, отчуждённых до 01.01.2012, расположенных по адресам: ...
Обязать администрацию МО ГО "Воркута" выдать Хмелевской Ж.Э государственный жилищный сертификат после его поступления из Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства".
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Кононовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и администрации МО ГО "Воркута" в интересах Хмелевской Ж.Э. Просил возложить на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми обязанность выдать Хмелевской Ж.Э. государственный жилищный сертификат на состав семьи ... без уменьшения размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость отчужденных жилых помещений, расположенных по адресам: "Адрес обезличен"; на администрацию МО ГО "Воркута" - обязанность выдать Хмелевской Ж.Э. государственный жилищный сертификат после его поступления из Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.
Требования мотивированы тем, истец является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы ... , состоит в списках граждан, имеющих право на предоставление жилья за пределами районов Крайнего Севера с "Дата обезличена" по категории " ... ", однако в выдаче сертификата ей отказано ввиду несогласия Хмелевской Ж.Э. с расчетом суммы государственного жилищного сертификата с учетом стоимости отчужденных до 1 января 2012 года жилых помещений.
Хмелевская Ж.Б. иск поддержала.
Третье лицо Хмелевский С.Б., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, об отношении к заявленным требованиям суду не сообщил.
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми иск не признало.
Администрация МО ГО "Воркута" оставила разрешение спора на усмотрение суда, указав, что в рамках своих полномочий прав истца не нарушала.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми ставит вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Из материалов дела следует, что Хмелевская Ж.Э. включена в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2013 г. по Республике Коми", ...
"Дата обезличена" Администрация МО ГО "Воркута" и Хмелевская Ж.Э извещены Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми об уменьшении величины социальной выплаты Хмелевской Ж.Э. на стоимость отчужденных жилых помещений, расположенных по адресам: "Адрес обезличен".
...
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отчуждение указанных жилых помещений имело место до 1 января 2012 года, а действовавшее на момент заключения договоров купли-продажи законодательство не предусматривало уменьшения размера социальной выплаты с учетом вычета стоимости отчужденного жилого помещения.
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами и отвечает требованиям закона, регулирующего спорные отношения.
Согласно ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ от 25октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в ст.6 вышеназванного Федерального закона от 25октбяря 2002 года N 125-ФЗ, согласно которым при приобретении жилого помещения за счёт жилищной субсидии, отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчёта значения размера жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Указанные изменения, согласно ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2012 года.
Установив, что отчуждение жилых помещений, расположенных по адресам: "Адрес обезличен", произведено до вступления в законную силу изменений в ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", суд пришел к верному выводу о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для уменьшения размера субсидии.
Доводы жалобы о том, что социальная выплата истцам должна быть предоставлена в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, в действующей редакции, являются несостоятельными.
Указанный нормативно-правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с даты его вступления в силу.
Кроме того, приведенный нормативный акт, ставит истца в неравное положение перед гражданами, приобретшими право на получение социальной субсидии до введения нового правового регулирования по ранее действовавшему законодательству, и дискредитирует поставленную статьями 19 и 39 Конституции РФ перед государством задачу гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в статье 39 Конституции Российской Федерации рисков, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве оснований для его предоставления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.