Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 05 сентября 2013 г. по делу N 33-210/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Соседова Д.Е., судей - Даутова М.Ф. и Дуняшина О.О., при секретаре Барышникове М.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего 000 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (территориального, далее - 000 военное представительство) " ... " Пешкова А.В. об оспаривании действий начальника Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по " ... "), связанных с отказом в выплате денежного вознаграждения за подготовку, обеспечение и успешное проведение лётных испытаний изделий авиационной техники в марте-апреле, по апелляционной жалобе представителя начальника ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" - Б. на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 2 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Дуняшина О.О., кратко изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Пешков проходит военную службу в должности " ... " 000 военного представительства.
Приказом начальника 000 военного представительства от 29 ноября 2012 года "N" он был назначен в испытательную бригаду для проведения предъявительских, приёмосдаточных, периодических и контрольных испытаний авиационной техники ( " ... ", " ... ") " ... " по специальности " ... " ( " ... ").
За подготовку, обеспечение и успешное проведение лётных испытаний изделий авиационной техники по приказу вышеуказанного должностного лица от 30 мая 2013 года "N", заявителю определено к выплате денежное вознаграждение в размере " ... " рублей, с удержанием из указанной суммы налога на доходы физических лиц.
Вместе с тем, начальник ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" отказал заявителю в выплате данного вознаграждения.
Считая этим свои права нарушенными, Пешков обратился в суд с заявлением, в котором просил признать действия начальника ФКУ "УФО МО РФ по " ... " незаконными и обязать его выплатить причитающиеся ему деньги.
Иркутский гарнизонный военный суд решением от 2 июля 2013 года заявление Пешкова удовлетворил и взыскал с ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" в пользу заявителя денежное вознаграждение в размере " ... " рублей " ... " копеек (за вычетом суммы налога на доходы физических лиц).
В апелляционной жалобе представитель начальника ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" Б. просит решение суда в связи с нарушением норм материального права отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, приводя в обоснование следующие доводы.
Денежное вознаграждение за проведение лётных испытаний не предусмотрено Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих", пункт 12 статьи 2 которого содержит исчерпывающий перечень дополнительных выплат, которые в силу п.2 этой же статьи Федерального закона могут быть установлены только Президентом РФ или Правительством РФ.
Суд не учёл, что в силу статьи 6 этого же Федерального закона, законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих не подлежат применению в части, ему противоречащей.
По мнению автора жалобы, Положение о выплате указанного вознаграждения, утверждённое приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 1141/742, вошло в противоречие с названным Федеральным законом.
Так, в соответствии с Правилами выплаты ежемесячной надбавки за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2011 года N 1122 данная надбавка устанавливается в размере одного оклада по замещаемой воинской должности, а согласно Положению, размер вышеуказанного денежного вознаграждения не ограничен и рассчитывается от оклада по воинской должности командира мотострелкового взвода.
Полагает, что начальник 000 военного представительства в силу приказа Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года N 1818 не обладает полномочиями по изданию приказа по личному составу о производстве указанной дополнительной выплаты, а её взыскание с ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", а не с ФКУ "ЕРЦ МО РФ", противоречит закону.
Надлежащим ответчиком по делу, считает автор жалобы, является ФКУ "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации".
На апелляционную жалобу заявителем было подано возражение, в котором он просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Начальник ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" и заявитель Пешков, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, последний просил рассмотреть дело без его участия.
Восточно-Сибирский окружной военный суд, руководствуясь частью 1 статьи 327 и частью 3 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленные возражения, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Данной правовой нормой предусмотрена возможность установления военнослужащим отдельных выплат не только Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", но и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов, с учётом выполняемых военнослужащими задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
На основании п.1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N1082 и от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) отнесены к федеральным органам исполнительной власти, а их руководители - Министры, наделены правом подписания нормативно-правовых актов, издаваемых этими ведомствами.
Совместным приказом Минобороны РФ и Минпромторга России от 31 августа 2010 года N 1141/742, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 года N 1844-рс, утверждено Положение о выплате денежного вознаграждения за проведение лётных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах (далее - Положение).
Положение (п.2) определяет размеры и порядок выплаты денежного вознаграждения за проведение лётных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах (далее - денежное вознаграждение) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, работникам предприятий промышленности, имеющих подразделения экспериментальной авиации (далее именуются - специалисты), участвующим в проведении лётных испытаний образцов авиационной, воздухоплавательной и ракетной техники, их составных частей и оборудования, парашютно-десантной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения: предварительных (доводочных, заводских), лётно-конструкторских, государственных, государственных совместных, специальных, специальных совместных, контрольных, ресурсных, периодических, предъявительских, типовых, приёмосдаточных (далее - испытания).
Приказы о проведении испытаний (об участии в испытаниях) на заводах - изготовителях авиационной техники при проведении приёмосдаточных, периодических или типовых испытаний издаются начальником военного представительства Министерства обороны РФ (п.4 Положения).
Денежное вознаграждение специалистам при проведении приёмосдаточных и предъявительских испытаний выплачивается за полёты с положительным заключением (п.5 Положения).
Согласно пунктам 6, 7 Положения, основанием для выплаты денежного вознаграждения является приказ, который издается должностным лицом, издавшим приказ о проведении испытаний (об участии в испытаниях).
Выплата денежного вознаграждения в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации производится за счёт бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации (п. 10 Положения).
Размер денежного вознаграждения специалистам устанавливается в зависимости от оклада по воинской должности командира мотострелкового (танкового) взвода на день подписания приказа о проведении испытаний (об участии в испытаниях) в соответствии с разделами II - V настоящего Положения. (п.9 Положения).
Денежное вознаграждение за выполнение (обеспечение) испытательного полета на серийном воздушном судне по третьей степени сложности ведущему инженеру по специальности (специалисту не участвующему в полётах) установлено в размере 30% от оклада по воинской должности командира мотострелкового (танкового) взвода за каждый полётный час (п.11 Положения).
Специалистам, участвующим в полётах второй и первой степеней сложности, а также специалистам, не участвующим в полётах (из числа инженерного испытательного состава), разработавшим полётное задание второй и первой степени сложности, размер денежного вознаграждения увеличивается на 20 и 40 процентов соответственно относительно размеров, установленных пунктом 11 Положения (п.11 Положения).
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что это денежное вознаграждение не относится к денежному довольствию военнослужащих и является отдельной выплатой.
Указанная выплата, производимая военнослужащим с учётом выполняемых ими задач, условий и порядка прохождения военной службы, которые вытекают из определённых Положением условий, необходимых для её производства, не противоречит Федеральному закону "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", поскольку установлена в соответствии со ст.13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и изданным в соответствии с этим федеральным законом приказом федеральных органом исполнительной власти, а поэтому является законной и обоснованной.
В этой связи полагать, что вышеназванное Положение в части выплаты предусмотренного в нём денежного вознаграждения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вошло в противоречие с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и поэтому не подлежит применению, на что указано в апелляционной жалобе, оснований не имеется.
Ссылка в жалобе на Правила выплаты ежемесячной надбавки за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2011 года N 1122 несостоятельна, поскольку предусмотренная этим постановлением выплата в силу ч.19 ст.2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в отличие от предусмотренной Положением, является дополнительной ежемесячной надбавкой и входит в состав денежного довольствия военнослужащих.
Как видно из материалов дела, Пешков приказом начальника 000 военного представительства от 29 ноября 2012 года "N" назначен в состав испытательной бригады для проведения предъявительских, приёмосдаточных, периодических и контрольных испытаний авиационной техники ( " ... ", " ... ") в качестве " ... " (л.д. 6).
По приказу этого же должностного лица от 30 мая 2013 года "N" за подготовку, обеспечение и успешное проведение в марте и апреле 2013 года лётных испытаний изделий авиационной техники Пешкову определено к выплате денежное вознаграждение в размере " ... " рублей с удержанием из этой суммы налога на доходы физических лиц (л.д. 12).
В связи с чем, издавая данные приказы, начальник 000 военного представительства МО РФ (территориального) вопреки утверждению автора жалобы, действовал в пределах своих полномочий.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о необходимости восстановления нарушенного права заявителя на получение указанного вознаграждения и принял правильное по существу решение, удовлетворив заявление.
Утверждение автора жалобы о том, что надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу должно являться ФКУ "ЕРЦ МО РФ", осуществляющее выплату военнослужащим денежного довольствия, а не ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", ошибочно.
Согласно телеграмме заместителя Министра обороны РФ от 3 апреля 2012 года N 180/7/211т, иные поощрительные выплаты, назначаемые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, не входящие в состав денежного довольствия, к которым относится и оспариваемое денежное вознаграждение, выплачиваются через финансовые органы, обслуживающие воинские части, организации и учреждения.
Таким финансовым органом для 000 военного представительства является ФКУ "УФО МО РФ по " ... "".
Имеющие значение для дела обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение решения суда, не установлено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 2 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению Пешкова А.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" Б. - без удовлетворения.
Копия верна:
Судья О.О. Дуняшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.