Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 10 сентября 2013 г. по делу N 33-222/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи-председательствующего - Гордиенко Ю.А.
и судей - Антонова А.Г.,
Даутова М.Ф.,
при секретаре Сухановой О.Ю., рассмотрел в судебном заседании 10 сентября 2013 года гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Орлова А.Н. об оспаривании бездействия командира указанной воинской части, выразившегося в не предоставлении дополнительных суток отдыха, по апелляционной жалобе заявителя на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 21 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Орлов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000. В период с 25 мая по 18 июля 2012 года он находился в служебной командировке в городе " ... ", в связи с чем 21 мая 2013 года им был подан рапорт о предоставлении дополнительных суток отдыха, однако командованием воинской части в удовлетворении рапорта ему было отказано.
Считая свои права нарушенными, Орлов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать данные действия командира войсковой части 00000 незаконными и обязать последнего устранить допущенные нарушения.
Борзинский гарнизонный военный суд решением от 21 июня 2013 года отказал Орлову в удовлетворении его заявления.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая своё несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований, в обоснование приводя следующие доводы.
По мнению Орлова, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, ограничив право военнослужащего на использование дополнительных суток отдыха непосредственно в течение недели, когда это право у него возникло, либо путём присоединения этих суток к основному отпуску. Как утверждает заявитель, право на дополнительные сутки отдыха является компенсацией за привлечение к исполнению обязанностей в рабочие дни сверхустановленной продолжительности еженедельного служебного времени и не зависит от времени предоставления основного и дополнительного отпусков. При этом ранее он не имел возможности воспользоваться указанным правом ввиду своей служебной занятости, прохождения военно-врачебной комиссии, лечения в госпитале и нахождения в отпуске за 2012 год, однако судом данные обстоятельства не выяснялись. К тому же, суд не учёл, что он неоднократно обращался по указанному вопросу к командиру войсковой части 00000 с соответствующими рапортами. Так, 8 апреля 2013 года он подал рапорт о присоединении к основному отпуску 30 дополнительных суток отдыха, а также обратился с таким же рапортом 21 мая этого же года, однако в их удовлетворении ему было отказано. Согласно же действующему законодательству, в частности, приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооружённых Силах Российской Федерации", ведение учёта служебного времени и времени отдыха является обязанностью вышестоящего командования части. Кроме того, автор жалобы выражает своё несогласие с выводом суда о том, что резолюция командира части на его рапорте не создала препятствий для осуществления им своих прав.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления такой компенсации время исполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию военнослужащих к основному отпуску. Порядок учёта служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237.
В частности, в пункте 3 приложения N 2 к Положению указано, что, когда суммарное сверхурочное время достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
Пунктом 5 ст. 11 Закона и п. 1 ст. 29 Положения определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на основании приказа командира воинской части ежегодно предоставляется основной отпуск общей продолжительностью с учётом дополнительных суток отдыха не свыше 60 суток (не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно), который по их просьбе может быть предоставлен им по частям.
Согласно п. 14 ст. 29 Положения в случае, когда основной и (или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется ему в первом квартале следующего года.
То есть, по смыслу приведённых выше правовых норм, дополнительные сутки отдыха, в случае, если они не были использованы в текущем году, могут быть предоставлены военнослужащим по их просьбе лишь в первом квартале следующего года. Указаний же на иное время предоставления отпуска и указанных дополнительных суток отдыха военнослужащему за прошедший год, при изложенных обстоятельствах, действующее законодательство не содержит.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что заявитель имел право на предоставление дополнительных суток отдыха за 2012 год либо в указанный год, либо в первом квартале 2013 года, чем не воспользовался.
При этом утверждение Орлова в жалобе о том, что 8 апреля 2013 года он обращался с рапортом к командиру части о присоединении к основному отпуску 30 дополнительных суток отдыха, является несостоятельным, поскольку бездействие последнего по реализации данного рапорта заявителем не обжаловалось.
Не имеет какого-либо значения и не нарушает прав Орлова факт наложения на его рапорт командиром войсковой части 00000 резолюции с разъяснением его права на получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха.
Вместе с тем, не являются препятствиями для реализации заявителем права на предоставление дополнительных суток отдыха его служебная занятость, прохождение им военно-врачебной комиссии, лечение в госпитале и нахождение в отпуске за 2012 год.
При рассмотрении данного дела нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
В силу вышеприведённого, доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлиять на существо законно и обоснованно принятого судебного решения.
Принимая во внимание изложенное, а также руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Борзинского гарнизонного военного суда от 21 июня 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Орлова А.Н. об оспаривании бездействия командира указанной воинской части, выразившегося в не предоставлении дополнительных суток отдыха, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.