Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 17 сентября 2013 г. по делу N 33А-330/2013
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Иванова В.В. и Попова Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Лантух К.Е.,
с участием заявителя Васильевой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части ... старшего прапорщика Васильевой Ольги Владимировны об оспаривании решения начальника 2 отдела Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - 2 отдела "Центррегионжильё") об отказе в принятии её на учёт нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма,
по апелляционной жалобе заявительницы на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 3 июля 2013 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., объяснения заявительницы в объёме апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
согласно материалам дела Васильева проходит военную службу по контракту и состоит в распоряжении командира войсковой части ...
В 1993 году супругу Васильевой - М. Министерством обороны Российской Федерации выделено жилое помещение на состав семьи из 3 человек, в том числе на заявительницу и их сына, общей площадью 52 кв.м., расположенное по адресу: Алтайский край, город Бийск, ул. N. N., кв. N..
10 августа 2001 года указанное жилое помещением с согласия Васильевой, отказавшейся от бесплатного получения в собственность причитающейся ей доли жилого помещения, приватизировано её супругом и сыном, а 21 августа того же года ими продано.
02 августа 2001 года у заявительницы родилась дочь, а 18 февраля 2009 года брак между Васильевой и её супругом расторгнут.
Решением уполномоченного органа жилищного учёта от 28 мая 2013 года Васильевой на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают её право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказано в принятии на соответствующий учёт.
Полагая, что указанным решением нарушены её жилищные права, Васильева обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать таковое неправомерным и обязать должностное лицо принять её с дочерью на соответствующий учёт.
Решением гарнизонного военного суда от 3 июля 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Васильева, ссылаясь на неправильное определение судом фактических обстоятельств дела, неверное применение норм материального права и истолкование закона, просит отменить постановленное судебное решение и принять новое - об удовлетворении заявления.
В обоснование этого заявительница, анализируя в жалобе положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", утверждает о необоснованности ссылки суда на указанную норму, поскольку ранее она не имела самостоятельного права, как военнослужащая, на обеспечение жилым помещением. В свою очередь, жилая площадь была предоставлена ей как члену семьи военнослужащего без учета её согласия на это.
При этом Васильева указывает, что по причине фактического прекращения супружеских отношений с бывшим супругом не имела возможности распоряжаться предоставленной ей жилой площадью, в связи с чем, отказалась от участия в приватизации, предоставленного тому жилого помещения.
В связи с изложенным, заявительница опровргает выводы суда первой инстанции о желании военнослужащего быть повторно обеспеченной жилой площадью за счет средств федерального бюджета, а также о необходимости принятия ею мер к сохранению за собой части ранее предоставленной жилой площади, поскольку действующим законодательством указанного требования не предусмотрено.
В заключение жалобы Васильева утверждает, что её заявление о признании нуждающейся в получении жилья не содержит требования о предоставлении такового в собственность. При этом, она указывает на наличие установленных законом иных способов реализации её жилищных прав, таких, как служебное жилье или компенсация за найм жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник 2 отдела "Центррегионжильё", опровергая содержащиеся в ней доводы, просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ пределах, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище, определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений данного Закона, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 15 Закона определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
В соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, при принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие такое право.
Из анализа положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права военнослужащих на жильё обусловлена условием сдачи ими ранее полученного от военного ведомства жилых помещений по социальному найму.
Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны России обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему ранее по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее, в том числе и в качестве члена семьи военнослужащего, от Министерства обороны России по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьёй 15 Закона.
Согласно имеющейся в материалах дела справки начальника Бийской квартирно-эксплуатационной части от 15 февраля 2008 года Васильева при прохождении военной службы в Бийском гарнизоне, являясь членом семьи военнослужащего, была обеспечена с супругом жилым помещением общей площадью 52 кв. м. Указанная квартира военнослужащими при убытии не сдана.
Как следует из копии договора от 10 августа 2001 года данное жилое помещение передано в собственность супругу заявителя М. и её сыну А.
Копией договора купли-продажи от 21 августа 2001 года подтверждается факт продажи собственниками указанной квартиры. При этом заявительница Васильева участия в приватизации жилого помещения не принимала.
Из изложенного следует, что заявительница, будучи обеспеченной жилой площадью по установленным нормам в качестве члена семьи военнослужащего и за счёт средств военного ведомства, в 2001 году добровольно отказалась от собственной доли жилой площади при приватизации и продаже вышеуказанной квартиры.
При таких обстоятельствах, окружной военный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку Васильева распорядилась полученным ранее от Министерства обороны России по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то оснований повторного предоставления ей жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 15 Закона, у неё не имеется.
Последующее обеспечение её с членами семьи жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Кроме того, Васильева и совместно проживающие с ней члены семьи, как заключившая контракт после 1 января 1998 года в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона имеет право на обеспечение служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
На основании изложенного, доводы автора апелляционного обращения, якобы свидетельствующие о наличие у неё права на повторное обеспечение жильём по социальному найму и отсутствие при этом у неё обязанности принять исчерпывающие меры к сохранению за собой части ранее полученного от военного ведомства жилья, суд апелляционной инстанции находит не состоятельными.
Приведённые автором жалобы доводы о невозможности принять участие в распоряжении жилым помещением, полученным от военного ведомства супругом-военнослужащим, в том числе и на неё, нельзя признать обоснованным, так как действующее законодательство ей такую возможность предоставляло, а объективных причин, затруднивших реализацию данного права, суду не представлено.
Заявление автора жалобы о необходимости решения её жилищного вопроса военным ведомством посредством предоставления ей служебного жилья или компенсации за найм жилого помещения, являются новыми материальными требованиями, которое не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а поэтому, в силу части 4 статьи 327.1 ГПК РФ, не подлежат принятию и рассмотрению судом апелляционной инстанции.
Таким образом, приведённые автором жалобы доводы не могут повлиять под сомнение законность и обоснованность судебного решения. Не усматривается из представленных материалов и нарушений процессуального закона, являющихся основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 3 июля 2013 года по заявлению Васильевой О.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявительницы - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.