Определение Московского городского суда от 07 октября 2013 N 4г-10049/13
Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., рассмотрев поступившую 25 сентября 2013 г. кассационную жалобу представителей Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по доверенностям Саляхетдиновой С.З. и Кандиной А.В. на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 23 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 сентября 2013 г. по гражданскому делу по заявлению Кучмасовой Е.С. об отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - поселение Первомайское об отказе в регистрации кандидата в депутаты,
Установил:
Кучмасова Е.С. обратилась в суд с заявлением об отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - поселение Первомайское от 02 августа 2013 г. N20/8-П об отказе в регистрации её кандидатом в депутаты Совета депутатов поселения Первомайское по одномандатному избирательному округу N6, обязании Избирательной комиссии зарегистрировать ее кандидатом в депутаты, указав, что непредставление ею первого финансового отчета не могло служить основанием для принятия оспариваемого решения.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 23 августа 2013 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 сентября 2013 г., в удовлетворении заявления Кучмасовой Е.С. об отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - поселение Первомайское об отказе в регистрации кандидата в депутаты отказано.
В своей кассационной жалобе заявители просят данные судебные постановления отменить, вынести по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Согласно ч.2 ст.381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив состоявшиеся судебные постановления, проверив доводы жалобы, нахожу, что существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, при рассмотрении дела судами допущено не было, доводы жалобы не могут повлечь за собой возможность отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.
Судом установлено, что решением Совета депутатов поселения Первомайское в г. Москве от 18 июня 2013 г. на 08 сентября 2013 г. назначены выборы депутатов Совета поселения Первомайское.
17 июля 2013 г. Кучмасова Е.С. представила документы для регистрации кандидата.
Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве - поселение Первомайское, проверив соблюдение порядка выдвижения Кучмасовой Е.С. кандидатом в депутаты Совета депутатов поселения Первомайское и представленные для регистрации кандидата документы, установила, что Кучмасовой Е.С. в нарушение положений действующего законодательства не представлен первый финансовый отчёт.
В связи с указанным выше решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - поселение Первомайское от 02 августа 2013 г. N 20/8-П Кучмасовой Е.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов поселения Первомайское.
Разрешая настоящее гражданское дело, суд пришел к выводу о том, что отказ в регистрации Кучмасовой Е.С. кандидатом в депутаты является законным и обоснованным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
При этом суд исходил из того, что согласно п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
К числу таких документов отнесены, в частности, сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Пунктом 9 ст.59 указанного выше Закона установлено, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов, представляют первый финансовый отчёт.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что законом субъекта Федерации могут устанавливаться иные документы, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата является обязательным.
В силу п.5 ст.35 Закона г. Москвы от 06 июля 2005 г. N38 "Избирательный кодекс города Москвы" для своей регистрации кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в соответствующую избирательную комиссию одновременно следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей); сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); первый финансовый отчет кандидата.
Кучмасовой Е.С. первый финансовый отчёт в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - поселение Первомайское представлен не был, в то время как в соответствии с пп. "в" п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также п.3 ч.20 ст.37 Закона г. Москвы от 06 июля 2005 г. N38 "Избирательный кодекс города Москвы" отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с положениями действующего законодательства для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
Доводы Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о том, что представление первого финансового отчёта не требовалось в связи с тем, что финансирование избирательной компании Кучмасовой Е.С. не проводилось, были признаны судом несостоятельными.
Так, положениями п.1 ст.60 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что представление первого финансового отчёта одновременно с другими документами требуется не только для контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, но и для того, чтобы контрольно-ревизионные службы имели возможность организовать проверку достоверности представленных кандидатами в соответствии с пунктами 3 и 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона сведений об имуществе, о доходах, об их источниках и о расходах, соблюдения кандидатами требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Пункт 9 статьи 59 названного Федерального закона не содержит неопределённости относительно того, может ли в законе быть предусмотрено, что представление первого финансового отчёта является одним из условий, необходимых для регистрации; в соответствии с данным пунктом законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума - одновременно с представлением подписных листов представляют и первый финансовый отчёт (Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 г. N784-О-О).
Таким образом, суд указал, что ситуация, при которой кандидат не создаёт избирательный фонд, не освобождает его от обязанности представить подтверждающий данное обстоятельство первый финансовый отчёт, а потому несоблюдение кандидатом Кучмасовой Е.С. предписания законодателя о личном представлении в избирательную комиссию документов, необходимых для её регистрации, является существенным нарушением провозглашённого в ст.39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принципа равенства всех кандидатов, и обоснованно послужило основанием для принятия Избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.
С такими выводами согласилась и апелляционная инстанция, не усмотревшая оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу ч.2 ст.390 ГПК РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявители кассационной жалобы указывают, что оспариваемое решение избирательной комиссии нарушает избирательные права Кучмасовой Е.С., а также Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", поскольку создает препятствия для участия в выборах, предъявляя к выдвинутому кандидату не установленные законом требования, так как представление первого финансового отчета в связи с использованием кандидатом права не создавать избирательный фонд не являлось необходимым, и применение п.5 ч.5 ст.35 Закона г. Москвы от 06 июля 2005 г. N38 "Избирательный кодекс города Москвы" не является правомерным.
О том, что кандидат не создавал избирательный фонд, избирательная комиссия была уведомлена надлежащим образом в срок, указанный в ч.2 ст.35 Закона г. Москвы от 06 июля 2005 г. N38 "Избирательный кодекс города Москвы".
Также полагают, что в возражениях на заявление и возражениях на апелляционную жалобу представителем избирательной комиссии не приведено обстоятельств, свидетельствующих о несостоятельности и неправомерности требований заявителя.
Указанные доводы не могут повлечь за собой возможность отмены постановленных по делу судебных актов, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителями норм действующего законодательства.
Оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, постановлены в соответствии с нормами действующего законодательства, регламентирующими спорное правоотношение и подлежащими применению по данному делу, которые поняты и истолкованы судом правильно, вследствие чего сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований. Выводы судебных инстанций не вступают в противоречие с вышеприведенными нормами закона.
Судом правильно отмечено, что регистрация кандидата на основании представленных не в полном объеме документов свидетельствовала бы о несоблюдении единых для всех кандидатов правил предоставления документов, необходимых для регистрации, и как следствие, о нарушении закрепленного ст.39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности.
Таким образом, в кассационной жалобе отсутствуют обстоятельства, которые могли бы в силу ст. 387 ГПК являться основанием к отмене состоявшихся судебных постановлений.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК РФ,
Определил:
в передаче кассационной жалобы представителей Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по доверенностям Саляхетдиновой С.З. и Кандиной А.В. на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 23 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 сентября 2013 г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда Курциньш С.Э.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.