Решение Московского городского суда от 18 сентября 2013 г. N 7-2543/13
Судья Яковлев И.А. Дело N 7-2543/13
Р Е Ш Е Н И Е
18 сентября 2013 года г. Москва
Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М.,
с участием представителя ГБОУ ООШ N *** Кудрявцева А.В.,
представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве Шевчук И.В. и Тарасовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГБОУ ООШ N*** Великановой Г.М. на постановление судьи Головинского районного суда г. Москвы от 29 августа 2013 года, которым ГБОУ ООШ N ***, расположенное по адресу: ***
привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде приостановления деятельности сроком на 90 суток,
установил:
Постановлением и.о. прокурора Северного административного округа г. Москвы от 19 августа 2013 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ в отношении ГБОУ ООШ N***.
Определением заместителя главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы от 20 августа 2013 года материалы дела в отношении ГБОУ ООШ N*** по ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ переданы для рассмотрения в Головинский районным суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Директор ГБОУ ООШ N*** Великанова Г.М. обратилась в Московский городской суд с жалобой на постановление судьи районного суда, в которой ставит вопрос о его изменении в части назначения менее строго вида административного наказания, чем приостановление деятельности. В обоснование жалобы директор ГБОУ ООШ N*** Великанова Г.М. указывает на то, что при вынесении решения суд не учел, что часть нарушений, за которые ГБОУ ООШ N740 было привлечено к административной ответственности постановлением Гловинского районного суда г.Москвы от 06 июля 2012 года были устранены, в школе проведен ремонт. Судом не учтена социальная значимость единственной школы *** САО г. Москвы и то обстоятельство, что с 1 сентября 2013 года начался учебный процесс; не учтена незначительность административного правонарушения, поскольку угроза жизни и здоровью школьников отсутствует.
В судебном заседании представитель ГБОУ ООШ N *** Кудрявцев А.В. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, также добавил, что перевозка детей на автобусах 15 километров до школы г. Зеленограда по *** шоссе г. Москвы является небезопасной.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ГБУ ООШ N *** Кудрявцева А.В., представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве Шевчук И.В. и Тарасовой В.В., изучив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Из материалов дела следует, что при проведении сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с сотрудниками прокуратуры САО по запросу N 21-01-13 от 12.08.2013г) в период времени с 16.08.2013г. по 19.08.2013 года проверки в здании ГБОУ ООШ N ***, расположенном по адресу: *** выявлены нарушения:
1. В нарушение раздела IV СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно -
эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях" здание школы не
безопасно для осуществления образовательного процесса в связи с
износом более 60 % и аварийностью здания;
2. в нарушение п. 3.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 отсутствует ограждение зоны хозяйственного двора и отдельный въезд с улицы (заезд машин для откачки канализационных стоков из выгребных ям осуществляется через общий вход (въезд);
3. в нарушение п. 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 вентиляция в здании учреждения отсутствует;
4. в нарушение п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 частично разрушено асфальтовое покрытие дорожек на территории школы,
а также выявлены нарушения, совершенные в течение года повторно:
5. в нарушение п.п. 9.2, 4.21 СанПиН 2.4.2.2821-10 медицинский блок не предусмотрен;
6. в нарушение п. 3.3, п. 3.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 оборудование физкультурно-спортивной зоны не обеспечивает выполнение программ учебного предмета "физическая культура", а также проведение оздоровительных мероприятий, отсутствует физкультурно-спортивное оборудование на спортплощадке;
7. в нарушение СНиП П-35-76, п. 4.10 руководства по
проектированию автономных источников теплоснабжения
(Утверждено указанием Москомархитектуры от 23 октября 2001 г. N
39) отопление здания школы предусмотрено от котельной,
пристроенной к зданию, работающей на угле;
8. в нарушение п.п. 4.5, 4.10, 4.14, 4.21 СанПиН 2.4.2.2821-10 не предусмотрены медицинский кабинет, специализированные кабинеты с лаборантскими, гардероб, раздевалки при спортзале.
Факт совершения правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ ГБОУ ООШ N 740 подтверждается:
- постановлением и.о. прокурора Северного административного округа г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 августа 2013 года;
- актом по мониторингу ГБОУ ООШ N *** по адресу: *** от 16.08.2013 года, согласно которому, в ходе проведенной по запросу Прокуратуры САО г. Москвы N 21-01-13 от 12.08.2013 года с участием сотрудников ТО Управления Роспотреонадзора по городу Москве в САО, помощника прокурора САО г. Москвы, заместителя префекта САО г. Москвы, начальника Управления образования САО г. Москвы, начальника дирекции и директора ГБОУ ООШ N *** Великановой Г.М. проверки обнаружены следующие нарушения обязательных требований:
1. Здание по адресу г. Москва, Ленинградское ш., д. 95 не безопасно для
осуществления образовательного процесса, что подтверждено
техническим заключением ГУП "***" в связи с
износом более 60 % и аварийностью здания (заключение
технической экспертизы о состоянии конструкций и инженерных
систем здания школы N 740 арх. N 6189-2 от мая 2012 г.), что
является нарушением (п. 4.28., 4.29. СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях").
2. Отопление здания школы предусмотрено от котельной,
пристроенной к зданию, работающей на угле, что не соответствует
требованиям СНиП И-35-76 (не допускается проектирование и функционирование встроенных и пристроенных котельных в зданиях детских дошкольных и школьных учреждений).
3. Отсутствует ограждение зоны хозяйственного двора и отдельный въезд с улицы (заезд машин для откачки канализационных стоков из выгребных ям осуществляется через общий вход (въезд), что является нарушением (п.3.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях");
4. Вентиляция в здании учреждения отсутствует, что является нарушением (п. 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях");
5. По набору помещений здание не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10: не предусмотрен медицинский кабинет, специализированные кабинеты с лаборантскими, гардероб, раздевалки при спортзале, отсутствует физкультурно-спортивное оборудование на спортплощадке (п. 3.3, п. 3.4, п. 4.5, п. 4.10, п. 4.14, п. 4.21);
6. Оборудование физкультурно-спортивной зоны не обеспечивает выполнение программ учебного предмета "физическая культура", а также проведение оздоровительных мероприятий, что является нарушением (п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях");
7. Медицинский блок не предусмотрен, что является нарушением п.9.2, 4.21. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")
8. Частично разрушено асфальтовое покрытие дорожек на
территории школы, по адресу: ***, что является
нарушением п. 3.8, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях"),
- фотографиями отдельных участков территории и здания школы,
исполненными в ходе мониторинга ГБОУ ООШ N *** по адресу: г.
***, подтверждающими сведения,
изложенные в акте мониторинга,
-актом проверки соблюдения федерального законодательства, составленным сотрудником прокуратуры САО от 19.08.2013 года, в котором указаны те же нарушения, обнаруженные перечисленными должностными лицами прокуратуры САО, Роспотребнадзора, Управления образования и префектуры САО г. Москвы;
- санитарно-эпидемиологическим заключением о несоответствии здания ГБОУ ООШ N *** по адресу: *** государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования"; СанПиН 2.1.4.117 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников";
- санитарным предписанием к санитарно-эпидемиологическому заключению N 77.07.16.000.М.004896.07.12 от 17.07.2012 года, из которого видно, что требование оборудовать медицинский блок и провести капитальный ремонт в зданиях школы в соответствии с п.п. 4.21, 4.28, 4.29, 9.21 СанПиН 2.4.2.2821-10 к ГБОУ ООШ N *** выдвигались в связи с обнаруженными нарушениями контролирующими государственными органами и ранее;
- постановлением судьи Головинского районного суда от 06.07.2012 года, согласно которого ГБОУ ООШ N *** привлекалось к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, в том числе, в связи с обнаружением износа деревянного перекрытия на 60%, на основании чего сделан вывод о существующей опасности обрушения конструкций, а также отсутствием в данном здании школы медицинского блока, необеспечением оборудованием физкультурно-оздоровительной зоны выполнения программ учебного предмета "физическая культура", а также проведение оздоровительных мероприятий,
-актом проверки N 02-26-379 от 18.06.2012 года, который положен в основу вышеуказанного постановления Головинского районного суда от 06.07.2012 года,
- копией технического заключения о состоянии конструкций и инженерных систем здания школы N*** по адресу: *** Арх.N 6189-2 от мая 2012 года, согласно которому: физический износ стен составляет 40%,
-перекрытия в габаритах котельной имеют гниль наката на
отдельных участках 50%, имеют трещины в штукатурке, грозящие
ее обрушением в связи с отсутствием ремонта и старением
штукатурки,
- металлические балки перекрытия поражены поверхностной коррозией и не удовлетворяют требованиям статистического расчета,
- перекрытие над вторым этажом имеет гниль наката на отдельных участках до 50%, металлические балки перекрытия поражены поверхностной коррозией, имеются трещины в штукатурке, грозящие ее обрушением в связи с отсутствием ремонта и старением штукатурки,
- физический износ перекрытий над первым и вторым этажами составляет 60%, и они находятся в ограниченно работоспособном состоянии, а в местах с поражениями гнилью участками в аварийном состоянии, требуется ремонт перекрытий с устранением выявленных дефектов, либо их замена, при проведении ремонта рекомендуется произвести замену деревянных конструкций перекрытий на несгораемые,
- узлы и стропильные врубки крыши ослаблены, деформированы, гниль стропил от 30 до 100%о сечения, огнезащитная обмазка утрачена, физический износ крыши составляет 60%, несущие конструкции крыши находятся в ограниченно работоспособном состоянии, а местами в аварийном техническом состоянии и требуют замены,
- усредненный физический износ инженерного оборудования составляет 65%>. Основные несущие конструкции (стены, перекрытия, конструкция крыши) находятся в ограниченно работоспособном состоянии, а в местах с выявленными дефектами в аварийном состоянии. На период обследования здание не удовлетворяет требованиям по механической безопасности и доступа маломобильных групп населения. На основании несоответствия здания школы по указанному адресу действующим нормам СНиП, требованиям пожарной безопасности, в связи с моральным износом, а также невозможностью приведения здания в соответствие действующим нормам в рамках капитального ремонта необходимо рассмотреть вопрос о сносе здания,
-показаниями свидетеля Тарасовой В.В. (заместителя начальника отдела ТО Управления Роспотребнадзора по городу Москве в САО), допрошенной в ходе рассмотрения дела судьей районного суда, согласно которым в ходе внеплановой проверки, проведенной по запросу прокуратуры САО г. Москвы ею и другими сотрудниками территориального отделения Роспортебнадзора в
САО, представителем прокуратуры САО г. Москвы, Управления
образования проверки ГБОУ ООШ N ***, выяснилось, что ГБОУ
размещается в 2-х приспособленных зданиях, находящихся в одном
районе г. Москвы по адресам: *** и ***. В 2-х этажном здании по адресу: ***,
1898 года постройки организовано обучение учащихся 5-9 классов.
Здание по адресу: ***
не безопасно для осуществления образовательного процесса,
что подтверждено техническим заключением ГУП "Мосжилниипроект" в связи с износом более 60% и аварийностью здания, грозящем обрушением перекрытий и крыши. В указанном здании школы отсутствуют централизованные системы горячего водоснабжения и канализации, для стоков и нечистот предусмотрены выгребные ямы, отсутствуют системы вытяжной вентиляции, существующая система водоснабжения не обеспечивает учреждение водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности питьевого водоснабжения, отопление нецентрализованное - котельная, работающая на угле и непосредственно пристроенная к зданию школы, не обеспечено медицинское обслуживание учащихся, в том числе, при организации прививок, в соответствии с требованиями санитарного законодательства, медперсонал отсутствует, отсутствуют соответствующие медицинские кабинеты. Все перечисленные нарушения составляют реальную угрозу жизни и здоровью детей, при этом эти нарушения были зафиксированы в июне 2012 года, в связи с чем постановлением Головинского районного суда от 06.07.2012 года ГБОУ ООШ N *** было привлечено к административной ответственности по ст.6.3 Кодекса РФ об АП, Управление образования САО г. Москвы брало на себя обязательства финансировать устранение нарушений, однако, до настоящего времени денежные средства на это так и не были выделены. Капитальный ремонт с укреплением несущих конструкций не осуществлялся. Гарантийные обязательства, данные Департаментом образования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия учащихся, не выполнены. Материалы направлялись в суд на административное приостановление деятельности ГБОУ ООШ N *** (N26-5/3690 от 02.07.2012 г.). Также отдельные из нарушений санитарно-эпидемиологических требований, выявленные как в июне 2012, так и в августе 2013 года, были выявлены и в ходе проверки выполнения предписания, данного ранее, проведенной 14.01.2013 года.
Представители Управления Роспотребнадзора по городу Москве в САО Шевчук И.В. и Тарсова В.В. в судебном заседании суда второй инстанции подтвердили сведения, изложенные ранее, пояснили, что выявленные недостатки здания школы N *** по адресу: г***, в частности, связанные с износом деревянных перекрытий над первым и вторым этажами, непосредственно угрожают жизни и здоровью детей и персонала школы, поскольку возможно обрушение. При этом проведённый ремонт здания учебного заведения фактически не устранил нарушения санитарно-эпидемиологических требований, выявленных ранее, здание по-прежнему находится в "аварийном состоянии". Так, например, установка пластиковых окон увеличила нагрузку на стены здания, в связи с чем вероятность его обрушения увеличилась. Ранее ГБОУ СОШ N *** неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, учреждению выдавалось предписание об устранении выявленных недостатков, которые так и не были до конца устранены. Администрация школы не принимает никаких мер, направленных на выделение средств на строительство нового здания, тем самым подвергая опасности жизнь и здоровье учащихся и персонала школы. На время приостановления деятельности решён вопрос о предоставлении учебных мест учащимся 5-9 классов ГБОУ ООШ N *** в ГБОУ СОШ N *** г. Зеленограда и проработан вопрос организации перевозки учащихся ГБОУ ООШ N *** автотранспортом в г. Зеленоград в сопровождении ответственных лиц ГБОУ ООШ N ***.
Материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Совокупность представленных доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что ГБОУ ООШ N ***, здание которого расположено по адресу: ***, совершило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, в течение года повторно, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что при назначении наказания судом не учтена незначительность административного правонарушения, поскольку угроза жизни и здоровью школьников отсутствует, полностью опровергается исследованными доказательствами.
Кроме того, придя к выводу о привлечении ГБОУ ООШ N *** по ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ суд первой инстанции правильно установил, что часть нарушений, за которые ГБОУ ООШ N *** было привлечено к административной ответственности постановлением Головинского районного суда от 06.07.2012 года, были устранены, однако, наиболее значительные нарушения, влияющие на работоспособность и безопасность конструкций здания школы, сохранились. Отдельные из неустранённых нарушений, в том числе, непосредственно угрожающие безопасности учащихся и персонала школы, выявлены в ходе проверки, проведенной в период с 16 по 19 августа 2013 года повторно, в том числе и нарушения, за которые указанное юридическое лицо было привлечено к административной ответственности 06.07.2012 года.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления факта совершения ГБОУ ООШ N *** правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ.
Судья всесторонне, полно и объективно рассмотрел административное дело в отношении ГБОУ ООШ N ***.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Наказание ГБОУ ООШ N *** в виде приостановления деятельности учреждения по адресу: *** на срок 90 суток назначено судьей в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 и 4.1 КоАП РФ, с учётом обстоятельств и характера совершённого правонарушения, объектом которого является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и является справедливым. В связи с тем, что выявленные нарушения непосредственно угрожают жизни и здоровью людей, что подтверждается исследованными доказательствами, менее строгий вид наказания, чем административное приостановление деятельности на максимально возможный срок - 90 суток, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Кроме того, суд принимает во внимание, что на момент рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, на время приостановления деятельности школы решён вопрос о предоставлении учебных мест учащимся 5-9 классов ГБОУ ООШ N *** в ГБОУ СОШ N *** г. Зеленограда и проработан вопрос организации перевозки учащихся ГБОУ ООШ N *** автотранспортом в г. Зеленоград в сопровождении ответственных лиц ГБОУ ООШ N ***, в связи с чем возможные негативные последствия назначения указанного вида административного наказания для образовательного процесса сведены к минимуму.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление Головинского районного суда г. Москвы от 29 августа 2013 года, которым ГБОУ ООШ N*** признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 суток - оставить без изменения, жалобу директора ГБОУ ООШ N*** Великановой Г.М. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.