Апелляционное определение Московского городского суда от 06 мая 2013 N 11-16395/13
Судья: Меньшова О.А. Дело N 11-16395
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 мая 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе Председательствующего Федерякиной М.А.,
судей Ворониной И.В., Кировой Т.В.,
при секретаре Богучарской А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной И.В.,
дело по апелляционной жалобе Сметанова С.В. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Сметанова С.В.к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", МЧС России, Спецотделу N 7 ФГКУ "Спецуправление ФПС N 3 МЧС России, ГУ "Спецуправление ФПС N 3 МЧС России" о признании решения комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от *** года об исключении из списка нуждающихся в получении служебных жилых помещений незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий - отказать,
установила:
Истец Сметанов С.В. обратился в суд с иском к ответчикам о признании решения комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от *** года об исключении из списка нуждающихся в получении служебных жилых помещений незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что истец с *** года проходил службу в пожарной охране МЧС России, имеет выслугу лет по состоянию на ***г. 20 лет. 8 мес. 29 дней. Уволен с *** г. по сокращению штата с должности начальника караула специальной пожарной части N 47 специального отдела N 7 ГУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" Решением жилищной комиссии Спецотдела N *** от *** г. был признан нуждающимся в получении жилого помещения на семью из трех человек, так как проживает в коммунальной квартире, где занимает комнату *** кв.м. по адресу: ***. На момент увольнения со службы по сокращению штата в *** г. не был обеспечен жилой площадью, продолжал состоять в списках очередников на предоставление жилья в Спецотделе N 7, каждый год обновлял документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Протоколом N *** от *** г. был снят с учета лиц, признанных нуждающимися в получении служебных жилых помещений в связи с увольнением со службы. Считая снятие с учета незаконным, истец просил признать решение комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от *** г. об исключении Сметанова С.В. из списка нуждающихся в получении служебных жилых помещений незаконным, признать Сметанова С.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях дальнейшего участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на *** и право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения.
Истец Сметанов С.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Зеленов А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель ответчика МЧС России, Спецотдела N 7 ФГКУ "Спецуправление ФПС N 3 МЧС России, ГУ "Спецуправление ФПС N 3 МЧС России" в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы Сметанов С.В., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права при вынесении решения. Он не являлся очередником на предоставление служебной жилой площади, а стоял на учете нуждающихся сотрудников пожарной охраны на улучшение жилищных условий. Поэтому решение о снятии с учета нуждающихся в получении служебных жилых помещений является незаконным и не имеет никакого отношения к истцу, как очереднику на улучшение жилищных условий.
Истец Сметанов С.В. в суд явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда.
Представители ответчиков ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", Спецотдел N 7 ФГКУ "Спецуправление ФПС N 3 МЧС России", ГУ "Спецуправление ФПС N 3 МЧС России" в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Сметанов С.В. *** года был уволен по сокращению штатов из Специальной пожарной части N 47 специального отдела N 7 ГУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России".
***года Сметанов СВ. подал рапорт на имя начальника СПЧ 47 о постановке его с семьей из 3- х человек на очередь для улучшения жилищных условий.
На основании протокола N 9 заседания ЖБК Специального отдела N 7 от *** г. Сметанов С.В. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.
Согласно выписки из протокола N *** от *** года заседания комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения, Сметанов С.В. исключен из списков лиц, признанных нуждающимися в получении служебных жилых помещений и снят с учета в связи с увольнением сотрудника ФПС МЧС России на основании ст. 104 ЖК РФ.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N ***от *** г. с *** года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России возложены на Госэкспертизу МЧС России.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с положениями п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях: сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, суд указал, что право на получение государственного жилищного сертификата имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые отвечают одновременно нескольким требованиям, а именно: указанные лица признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях; увольняются со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями; общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более; Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий содержалась за счет средств федерального бюджета.
В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.
Согласно ст. 5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Статья 6 указанного Закона устанавливает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений: граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
После 1 марта 2005 г. принятие на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях осуществляется на основании п. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Жилищный кодексом Российской Федерации предусмотрен различный порядок обеспечения граждан служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.03.2010 N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации", к полномочиям федеральных органов исполнительной власти не отнесены функции по принятию на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Приказом МЧС РФ от 01.10.2004 N 458 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", к полномочиям МЧС, территориального органа не отнесены полномочия по принятию сотрудников на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на указанные органы возложены лишь полномочия по принятию на учет в системе МЧС России сотрудников, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Учитывая, что Сметанов С.В. в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ не признан, в органы местного самоуправления по месту жительства с подобным заявлением не обращался, суд пришел к выводу, что истец не отвечает требованиям, предъявляемым к гражданам, которые могут участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", в связи с чем, ему отказано во включении в состав участников вышеуказанной подпрограммы на законных основаниях.
Признание истца в установленном порядке (то есть в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации) нуждающимся в жилых помещениях является обязательным условием для возникновения у него права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в соответствии с прямым указанием подпункта "а" пункта 5 названных Правил, регулирующими выпуск и реализацию государственных жилищных сертификатов. Поскольку истец за постановкой на соответствующий учет в целях предоставления жилого помещения не обращался и принят не был, основания для признания за ним права на включение в состав участников указанной программы отсутствуют.
При этом применительно к положениям п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.09.1999 г. N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанные органов и учреждений" суд отметил, что вопрос о реализации права быть признанным нуждающимся в жилом помещении может быть решен путем обращения в установленном законом порядке в орган местного самоуправления, а в случае такого признания, не лишает истца возможности повторно обратится в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с заявление о включении в участники подпрограммы и выдаче государственного жилищного сертификата.
Поскольку на момент принятия решения ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" *** г. истец был уволен со службы, на основании ст. 104 ЖК РФ он утратил право состоять на очереди на получении служебного жилого помещения. В связи с чем, решение ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не может быть признано судом не законным.
Поскольку в компетенцию ответчиков не входит признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, истец не лишен возможности обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд пришел к выводу, что права истца ответчиками не нарушены, и требование истца о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий не подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции отметил, что в случае признания истца в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, истец не лишен возможности обратиться в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
При разрешении спора судом первой инстанции верно установлены все значимые для дела обстоятельства дела, и верно применены нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств по делу, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Сметанова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.