Апелляционное определение Московского городского суда от 04 февраля 2013 N 11-1682/13
Судья Воронов В.В.
Гр. дело N 11-1682
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 февраля 2013 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда с составе председательствующего Пономарёва А.Н.
и судей Козлова И.П., Неретиной Е.Н.,
при секретаре Десяткиной А.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова И.П.
дело по апелляционной жалобе Зяблицевой А.Л. на заочное решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 августа 2012 года, которым постановлено:
Иск Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к Зяблицевой А. Л. о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным - удовлетворить.
Признать недействительным свидетельство о регистрации журнала "Авто Флирт" от 17 марта 2011 года ***.
Взыскать с Зяблицевой А. Л. в доход бюджета госпошлину в размере ***рублей.
Установила:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратилась в суд с иском к Зяблицевой А.Л. о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации - журнала "Авто Флирт" от 17 марта 2011 года ПИ N ФС77-44263, учредителем которой является ответчик. В обоснование заявленных требований указали, что 17 марта 2011 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций было зарегистрировано средство массовой информации - журнал "Авто Флирт" и выдано свидетельство о регистрации ПИ NФС77- 44263. Учредителем данного средства массовой информации согласно регистрационным документам является Зяблицева А. Л. (паспортные данные: серия ***номер ***, выдан ***, дата выдачи ***). При регистрации журнала "Авто Флирт" учредителем Зяблицевой АЛ была заявлена примерная тематика издания- рекламно-информационная. Однако, журнал "Авто Флирт" не содержит рекламы и не рекламирует каких-либо объектов рекламы в том смысле, как это устанавливает Закон "О рекламе", а специализируется на сообщениях и материалах эротического характера, т.е. журнал выходит в свет как специализированное эротическое издание, из номера в номер редакция в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу. Зяблицева А.Л., исходя из того, что зарегистрировала журнал как рекламное издание, распространяет его в свободном доступе для каждого жителя Москвы без учёта возрастных категорий и мест распространения, что является нарушением закона "О средствах массовой информации". Свидетельство о регистрации журнала "Авто Флирт" *** от 17.032011 получено обманным путем, т.е. при регистрации издания регистрирующий орган был введен в заблуждение относительно сведений, перечисленных в ст. 10 Закона "О СМИ", в частности относительно примерной тематики и (или) специализации.
Представитель истца Кузнецова М.А. в судебное заседание явилась, требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, против заочного решения не возражала.
Ответчик Зяблицева А.Л. в суд не явилась.
Суд постановил выше приведенное заочное решение, об отмене которого просит Зяблицева А.Л.
В заседание судебной коллегии не явились Зяблицева А.Л., о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области Кузнецову М.А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене как постановленное без учёта требований ст. 167,233 ГПК РФ.
В силу ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с тем расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
В силу ч.2 ст. 167 ГПК РФ В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства только в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
В материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении ответчика.
При таких обстоятельствах суд не вправе был рассматривать дело в порядке заочного производства
В соответствии с п.2 ч.2 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Таким образом, решение вынесено с существенным нарушением норм процессуального права и подлежит отмене.
В силу ч.2 ст. 167 ГПК РФ В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Определением от 18 января 2013г. судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Как установлено судебной коллегией и усматривается из материалов дела, средство массовой информации журнал "Авто Флирт" зарегистрировано Роскомнадзором, о чем выдано свидетельство о регистрации средства массовой информации от 17.03.2011 года ПИ N ФС77-44263. В нем указана примерная тематика и (или) специализация рекламно-информационное СМИ. Учредителем является Зяблицева А. Л.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.
Согласно ст. 10 данного федерального закона, в заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны: сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона; название средства массовой информации; язык (языки); адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; предполагаемая территория распространения продукции; примерная тематика и (или) специализация; предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации; источники финансирования; сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. Согласно ст. 14 данного закона, за государственную регистрацию средства массовой информации, за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации, за внесение изменений в свидетельство о регистрации уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии со ст. 15 закона, свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа только в случаях: если свидетельство о регистрации получено обманным путем; если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года: если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой формации; если имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.
В заявлении на регистрацию средства массовой информации Зяблицева А.Л. указала примерную тематику и (или) специализацию - рекламно-информационное СМИ.
За регистрацию данного печатного издания Зяблицева А.Л. уплатила государственную пошлину в размере *** рублей.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 N38-Ф3 "О рекламе" данный журнал должен специализироваться на сообщениях и материалах рекламного характера.
Под рекламой ст. 3 Федерального закона "О рекламе" понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Представленные экземпляры журнала "Авто Флирт" не содержат материалов, охватывающихся перечисленными понятиями.
В силу п. 1 ст. 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимаются периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Представленные истцом номера журналов "Авто Флирт" (выпуски N N 1, 3,4 2011), не позволяют истолковать их содержание по иному, нежели как собрание сообщений и объявлений эротического характера.
Так, на страницах журналов изображены полуобнаженные женщины и имеются надписи: "24 часа. Апартаменты. Выезд. Огромный выбор девушек", "Массаж с продолжением" и т.п., а также указаны номера телефонов.
Данный вывод также подтверждается представленным истцом заключении специалиста (л.д.13-32) согласно которого информация, опубликованная в журнале "Авто-Флирт", является сообщениями и материалами эротического характера, т.е. в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу в понимании ст.37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991г. N2124-1.
На 63 странице журналов указано, что журнал "Авто Флирт" зарегистрирован как информационно-рекламное издание, специализируется на публикации: бесплатных или платных объявлений от физических или юридических лиц и материалов рекламного характера.
Зяблицевой Л.А. при регистрации средства массовой информации уплачена государственная пошлина в размере, установленном для регистрации средств массовой информации рекламного характера, тогда как размер государственной пошлины для регистрации средства массовой информации эротического характера превышает её двукратно (п.п. 12 п. 1 ст. 333.33 и п.п. 2 и 3 п. 3 ст. 333.34 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, совокупность исследованных по делу доказательств позволяет судебной коллегии прийти к выводу об обоснованности требований истца о признании недействительным свидетельства о регистрации журнала "Авто Флирт" от 17 марта 2011 года ПИ N ФС77-44263, как полученное обманным путем.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере *** руб.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ
Определила:
Заочное решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 августа 2012 г. отменить.
Вынести новое решение, в соответствии с которым иск Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к Зяблицевой А.Л. о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным - удовлетворить.
Признать недействительным свидетельство о регистрации журнала "Авто Флирт" от 17 марта 2011 года ПИ N ФС77-44263.
Взыскать с Зяблицевой Анастасии Львовны в доход бюджета госпошлину в размере *** рублей.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.