Апелляционное определение Московского городского суда от 02 августа 2013 N 11-21194/13
Судья: Ершов В.В.
Гр.дело N11-21194
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 августа 2013 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Гончаровой О.С., Грибовой Е.Н.,
при секретаре Белоусовой Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе Молодых А.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Молодых А.В. удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в невыполнении обязательств по обеспечению жилым помещением.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
установила:
Молодых А.В. обратился в суд с иском Министерству обороны РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить истцу жилое помещение в г.Москве по договору социального найма или на праве собственности общей площадью от 51 до 61 кв.м. в строгом соответствии с требованиями ст.57 Жилищного Кодекса РФ, исходя из времени принятия Молодых А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с 12 ноября 2002 года. В обоснование своих требований указал, что проходил военную службу в <_> МО РФ в звании <_>. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 1702 истец уволен с военной службы в запас с оставлением в списках очередников <_>. Решением жилищной комиссии <_> Молодых А.В. с 12 ноября 2002 г. принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Истец считает свои права нарушенными, поскольку ни Министерство обороны Российской Федерации ни уполномоченные им органы не предлагали истцу какое-либо жилое помещение.
С учетом изложенного, а также уточненных исковых требований, истец просил суд признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, заключающееся в выполнения своих обязательств по обеспечению истца жилым помещением в г. Москве незаконным, обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить истцу в г. Москве жилое помещение по договору социального найма или на праве собственности общей площадью от 51 до 61 кв.м. в строгом соответствии с требованиями ст.57 Жилищного Кодекса РФ, исходя из времени принятия Молодых А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с 12 ноября 2002 года.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на Министерство обороны РФ обязанности предоставить истцу жилое помещение в г. Москве по договору социального найма или на праве собственности общей площадью от 51 до 61 кв.м. в строгом соответствии с требованиями ст.57 Жилищного Кодекса РФ, исходя из времени принятия Молодых А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с 12 ноября 2002 года, просит Молодых А.В. в апелляционной жалобе, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, установленных судом первой инстанции, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав Молодых А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части признания незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в невыполнении обязательств по обеспечению жилым помещением. В остальной части решение суда постановлено законно и обоснованно.
Исходя из материалов дела, Молодых А.В. проходил военную службу в Федеральном государственном военном образовательном учреждении высшего профессионального образования "<_>" в звании <_>.
Решением жилищной комиссии <_> Молодых А.В. с 12 ноября 2002 г. принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения, с обеспечением жилым помещением в г. Москве, с правом на дополнительную площадь, на состав семьи из одного человека.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N <_> Молодых А.В. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с оставлением в списках очередников на получение жилой площади.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, в настоящее время Молодых A.B. состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с 12 ноября 2002 г., избранное постоянное место жительства - г. Москва, состав семьи - 1 человек, с правом на дополнительную площадь.
На время вынесения решения жилищной комиссии о признании Молодых нуждающимся в обеспечении жилым помещением он проживал на служебной жилой площади (специализированного (служебного) жилищного фонда) в квартире <_>, общей площадью 51,2 кв.м., по адресу<_>, в настоящее время истец пользуется указанной площадью по договору найма служебного помещения и зарегистрирован по вышеуказанному адресу.
Согласно ответу Министерства обороны Российской Федерации направленного истцу 15 февраля 2012 г. в настоящее время жилые помещения, расположенные на территории г. Москвы, подлежащие распределению военнослужащим, отсутствуют. Жилое помещение будет распределено истцу в установленном порядке и при наличии квартир, предоставляемых по договорам социального найма в г. Москве. Одновременно истцу предложено в целях ускорения решения жилищного вопроса, при изъявлении желания, предоставить жилое помещение на территории другого субъекта Российской Федерации, в том числе в Московской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Аналогичные положения предусмотрены п.11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, согласно которой жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет вдающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Суд пришел к правильному выводу о том, что право Молодых А.В. на предоставление жилого помещения Министерством обороны Российский Федерации не нарушено, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на Министерство обороны РФ предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма или на праве собственности общей площадью от 51 до 61 кв.м. в строгом соответствии с требованиями ст.57 Жилищного Кодекса РФ, исходя из времени принятия Молодых А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с 12 ноября 2002 года.
В соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части признания бездействия Министерства обороны РФ, выразившемся в невыполнении обязательств по обеспечению жилым помещением Молодых А.В., незаконным, так как данный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, и противоречит правомерному выводу суда о том, что право Молодых А.В. на предоставление жилого помещения Министерством обороны не нарушено и правовые основания для возложения на Министерство обороны Российский Федерации обязанности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма или на праве собственности, отсутствуют.
При рассмотрении требования истца в части признания незаконными бездействий Министерства обороны Российской Федерации, выразившихся в невыполнении обязательств по обеспечению жилым помещением, судом также неправильно применены нормы процессуального права.
Так, истец обратился в суд с исковыми требованиями, а не в порядке главы 25 ГПК РФ.
Между тем, разрешая заявленный Молодых А.В. иск, суд применил положения ч.1 ст.254, 255, ч.1 ст.249 ГПК РФ, и исходил из распределения обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В соответствии положениями статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления лицам, нуждающимся в жилых помещениях жилых помещений определен в Постановлении Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно".
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ и пунктом 37 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказами Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, действовавшей на период спорных правоотношений, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
В приложении N 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, установлен порядок предоставления военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений. Пунктом 11 данной Инструкции определен иной порядок, в соответствии с которым, жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Молодых А.В. состоит на учете в едином реестре и будет обеспечен жилым помещением в порядке очередности исходя из даты принятия на учет.
Исходя из материалов дела, в настоящее время жилые помещения, расположенные на территории г. Москвы, подлежащие распределению военнослужащим, состоящим в реестре, отсутствуют.
В целях ускорения обеспечения жилым помещением и при изъявлении желания, Молодых А.В. может быть предоставлено жилое помещение в другом субъекте Российской Федерации, в том числе на территории Московской области.
Из материалов дела также усматривается, что Молодых А.В. было предложено жилое помещение в г. <_> Московской области от которого он отказался.
Утверждения Молодых А.В. о том, что Министерство обороны РФ предоставляет жилые помещения по договору социального найма военнослужащим, признанными нуждающимися в установленном порядке и состоящими на учете в едином реестре, вне очереди и нарушает порядок предоставления, носят предположительный характер и доказательствами не подтверждены.
В соответствии с положениями ст.11 ГК РФ защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
Исходя из отзыва Министерства обороны РФ, представленного в материалы дела, права Молодых А.В. на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности общей площадью от 51 кв.м. до 61 кв.м. в строгом соответствии с требованиями ст.57 ЖК РФ, исходя из времени принятия Молодых А.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 12 ноября 2002 года, МО РФ не оспариваются, Молодых А.В. состоит на учете и будет обеспечен жилым помещением в порядке очередности.
Таким образом, права Молодых А.В. бездействием Министра обороны РФ, выразившемся в невыполнении обязательств по обеспечению жилым помещением не нарушены.
При таких данных, решение суда в части признания незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в невыполнении обязательств по обеспечению жилым помещением подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Молодых А.В. в части обязания Министерства обороны РФ предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма или на праве собственности общей площадью от 51 кв.м. до 61 кв.м. в строгом соответствии с требованиями ст.57 ЖК РФ, исходя из времени принятия Молодых А.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 12 ноября 2002 года, мотивирован и соответствует собранным по делу доказательствам.
В резолютивной части постановленного судом решения указано на то, что в удовлетворении остальных исковых требований Молодых А.В. отказано.
Уточненные исковые требования Молодых А.В. приняты судом первой инстанции 01 ноября 2012 года и были рассмотрены судом первой инстанции в полном объеме.
Поэтому ссылка в жалобе на то, что суд не разрешил все заявленные Молодых А.В. требования, не состоятельна.
Руководствуясь ст.328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2012 года в части признания незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в невыполнении обязательств по обеспечению жилым помещением - отменить.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Молодых А.В. в части признания незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в невыполнении обязательств по обеспечению жилым помещением - отказать.
В остальной части решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Молодых А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.