Апелляционное определение Московского городского суда от 16 августа 2013 N 11-26514/13
Судья Севалкин А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гр.д. N 11-26514/13
16 августа 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарева А.Н.
и судей Неретиной Е.Н., Козлова И.П.
с участием прокурора ***О.Н.
при секретаре Неборской И.Е.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Неретиной Е.Н.
дело по апелляционным жалобам Васильевой М.В., Волынца М.И. их представителя Попова П.Ю.
на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 08 августа 2013 г.,
которым постановлено: В удовлетворении заявления Волынца М.И., Васильевой М.В. об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - городской округ Щербинка от 30 июля 2013г. N 16/134 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве Волынца М.И., обязании избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - городской округ Щербинка зарегистрировать Волынца М.И. кандидатом Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве по многомандатному избирательному округу N2, об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - городской округ Щербинка от 31 июля 2013г. N 17/161 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве Васильевой М.В., обязании избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - городской округ Щербинка зарегистрировать Васильеву М.В. кандидатом Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве по многомандатному избирательному округу N4 - отказать.
установила:
Волынец М.И., Васильева М.В. обратились в суд с заявлениями, в которых просили отменить решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - городской округ Щербинка об отказе в регистрации их кандидатами в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве и обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - городской округ Щербинка зарегистрировать их: Волынца М.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве по многомандатному избирательному округу N2, Васильеву М.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве по многомандатному избирательному округу N4. При этом заявители ссылались на нарушение их конституционного права быть избранными в органы местного самоуправления, власти, непредоставление времени для устранения недостатков, не извещение заявителей о дате и времени заседания рабочей группы избирательной комиссии, незаконность признания подписей избирателей недействительными.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своих апелляционных жалобах просят заявители и их представитель ***П.Ю., действующий по доверенности.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ***П.Ю., действующего по доверенности в интересах Васильевой М.В., Волынца М.И., представителей ИК ***С.Н., ***А.В., ***А.О., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждане Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. (в ред. от 07.05.2013 г.), а также Закона города Москвы N 38 от 06.07.2005 г. "Избирательный кодекс города Москвы".
Так, п.п. 1 и 3 указанного Федерального закона определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Законом города Москвы N 38 от 06.07.2005 г. Избирательный кодекс города Москвы регулируются порядок организации и проведения выборов депутатов Московской городской Думы и выборы в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в г. Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению г. Москвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы регистрация кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией, при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо решения, указанного в части 15 настоящей статьи.
Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования, установлен статьей 35 Избирательного кодекса города Москвы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве от 18 июня 2013г. N540/117 "О назначении выборов депутатов Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве" на 08 сентября 2013г. назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - городского округа Щербинка от 24 июня 2013 года N 2/11 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве" определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты, составляет 10 подписей.
***г . Волынец М.И. представил в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - городского округа Щербинка документы о выдвижении его кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве по многомандатному избирательному округу N2 в порядке самовыдвижения.
***г. Васильева М.В. представила в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - городского округа Щербинка документы о выдвижении ее кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве по многомандатному избирательному округу N4 в порядке самовыдвижения.
***г. Волынец М.И. и ***г. Васильева М.В. представили документы для регистрации кандидата, а именно: первый финансовый отчет кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, подписные листы, содержащие 14 подписей избирателей.
Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в городе Москве - городского округа Щербинка, проверив соблюдение порядка выдвижения кандидатами в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве, и представленные для регистрации кандидата документы, установила, что Волынец М.И. не представил документ подтверждающий наличие, указанного им в заявлении, высшего образования, что все подписи избирателей, представленные заявителями, являются недействительными, поскольку в подписных листах Волынца М.И. наименование представительного органа муниципального образования не соответствовало уставу муниципального образования, наименование должности не соответствовало данным представленным заявителем. В подписных листах Васильевой М.В., сведения указаны о кандидате не в полном объеме, а также неправильно указано наименование населенного пункта, в котором проживает кандидат, вместо "город ***", указан "городской округ ***".
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - городской округ Щербинка от 30 июля 2013г. N 16/134 Волынцу М.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве по основаниям пунктов 3,5 части 20 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - городской округ Щербинка от 31 июля 2013г. N 17/161 Васильевой М.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве по основаниям п. 5 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявлений, суд руководствовался тем, что оспариваемые решения приняты в точном соответствии с требованиями закона.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления в соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ст. 32 Избирательного кодекса г. Москвы соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а если кандидат является депутатом, - сведения об этом.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в дальнейшем - Закон N 67-ФЗ) подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Форма подписного листа, указанного в приложении 8, в качестве обязательного реквизита предусматривает написание наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, где находится место жительства кандидата и места жительства лица, удостоверившего подписной лист.
Пунктом 3 ст. 38 Закона N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3.1 - 7 статьи 38 Закона N 67-ФЗ.
Согласно п. 6.1 названной статьи по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В силу п. 6.4 той же статьи недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 34, 37 Избирательного кодекса г. Москвы.
Поскольку Волынец М.И. не представил документ подтверждающий наличие у него высшего профессионального образования, в подписных листах, представленных Волынцом М.И. наименование должности кандидата не соответствовала справке с места работы, в подписных листах Васильевой М.В. сведения о кандидате указаны не в полном объеме, неправильно указано место жительства, то суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований у комиссии для отказа им в регистрации кандидатами в депутаты.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Нарушений требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, которые в силу п. 6 ст. 76 настоящего закона могли бы являться основанием к отмене решения комиссии не установлено.
Доводы о том, что комиссия не известила Волынца М.И. о наличии недостатков в оформлении документов, не предоставила ему возможность исправить недостатки в представленных документах, проверены судом и им дана надлежащая оценка. Суд правильно указал, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата, положения ч. 1.1. ст. 37 Избирательного кодекса Москвы относятся к недостаткам представленных документов, позволяя кандидату привести документы в соответствие с требованиями, но не указывает на возможность предоставления новых документов, тех которые не были представлены.
Разрешая требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно объединил дела в одно производство, в силу ст. 330 ГПК РФ не может повлечь отмену судебного акта, так как указанное процессуальное действие не привело к принятию неправильного решения.
В жалобе указывается о том, что вывод суда о неправильном указании места проживания кандидата в подписных листах основан на неверном толковании закона, поскольку в соответствии с п.п. 3.4 Устава городского округа Щербинка принятого решением Совета депутатов городского округа Щербинка от 30.07.2007 г. N176/38 наименование муниципального образования - "городской округ ***", "городской округ ***в городе ***" равнозначны.
Данный довод не может быть признан состоятельным и являться основанием к отмене решения суда, поскольку форма подписного листа, указанного в приложении 8, в качестве обязательного реквизита предусматривает написание наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, где находится место жительства кандидата.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства понимается - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Следовательно, указание в подписном листе наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, где находится место жительства кандидата, должно соответствовать тому наименованию, где он зарегистрирован, место регистрации Васильевой М.В. г. ***г. ***. Сведения о населенном пункте, где проживает кандидат, является важной информацией для избирателя и имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата, проживающего в этом же районе, населенном пункте.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и потому не могут служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.