Апелляционное определение Московского городского суда от 24 сентября 2013 N 11-27721/13
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В. и судей Пильгановой В.М., Нестеровой Е.Б., при секретаре Зотовой Е.Г., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 13 июня 2013 года, которым постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа Костоянского Э. Г. период с 13 ноября 1970 года по 14 декабря 1990 года.
Обязать Государственное учреждение - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет пенсии Костоянскому Э. Г. за выслугу как работнику летно-испытательного состава с 01 января 2010 года,
установила:
Истец Костоянский Э.Г. обратился в Кунцевский районный суд г. Москвы с иском к ответчику ГУ - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области о включении периода работы в летно-испытательном составе в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также об обязании произвести перерасчет пенсии.
Требования мотивированы тем, что у него возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с чем он обратился к ответчику с соответствующем заявлением. Однако ответчик отказался включить в специальный стаж периоды его работы с 13 ноября 1970 года по 14 декабря 1990 года в должности ведущего инженера в НИЛИЦ (НПО "Взлет") в летном составе, непосредственно выполняющего испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов. Считал, что данный отказ нарушает его пенсионные права.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Главным Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области ставится вопрос об отмене решения.
Ответчик ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области и третье лицо ОАО "НПО "Взлет", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, сведения о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя истца Костоянского Э.Г. по доверенности Разинковой Р.А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии со ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05 июля 1991 года N 384 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 г. N 883), право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники; летчики (пилоты) - испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели;
б) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний): инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что при исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается: один год работы в должностях, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения - при налете в год 120 часов и более часов - за два года, от 50 до 120 часов - за полтора года, менее 50 часов - за одни год.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших на застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статей 17.2. указанного Федерального закона.
В силу ст. 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1000 % размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно), пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1500 % размера указанной социальной пенсии (данные положения вступили в законную силу с 01 января 2010 года).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец работал с 01 сентября 1970 года по 14 декабря 1990 года в НИЛИЦ (позже переименовано в НПО "Взлет") на должностях: ведущего инженера, ведущего конструктора, ведущего инженера по летным испытаниям, что подтверждается трудовой книжкой.
Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), с 1972 года НПО "Взлет", был создан на основании Постановления Совета министров СССР от 30.03.1963 г. N 385-136. Ввиду отсутствия собственных ведущих инженеров испытателей, их кадровый состав формировался следующим образом: к испытательным полетам в должности ведущих инженеров по летным испытаниям авиационной техники на штатных рабочих местах членов летного экипажа летательных аппаратов допускались специалисты, занимающие различные должности (старший инженер, ведущий инженер, ведущий конструктор и др.) из числа работников отделов летных испытаний, прошедших необходимую подготовку и сдавших зачеты и экзамены Квалификационной комиссии предприятия на знание документов, регламентирующих проведение испытательных полетов, материальной части летательных аппаратов и испытываемой аппаратуры, признанные годными к испытательным полетам врачебно-летной экспертной комиссией (ВЛЭК), застрахованные установленным порядком и выполнившие не менее одного парашютного прыжка. Допуск к испытательным полетам производился на основании приказа руководителя предприятия. После выполнения необходимого налета часов в испытательных полетах в должности ведущего инженера по летным испытаниям специалисты отделов летных испытания направлялись на учебные курсы в центр подготовки летного состава (ЦПЛС) при Летно-испытательном институте (ЛИИ), при успешном окончании которых им поэтапно присваивались квалификации инженеров-экспериментаторов, ведущих инженеров по летным испытаниям, ведущих инженеров по летным испытаниям второго и первого класса с выдачей свидетельств установленного образца. После подготовки достаточного числа специалистов, имеющих свидетельство ведущих инженеров по летным испытаниям, в штатные расписания отделов летных испытаний во втором полугодии 1979 года были введены должности ведущего инженера по летным испытаниям, ведущих инженеров по летным испытаниям второго и первого классов с постепенным переводом на эти должности специалистов, числившихся на других должностях.
Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ) был создан в 1963 году (приказ ГКРЭ N 181 от 20.04.1963 года). С 1972 года - Научно-производственное объединение "Взлет" (Приказ руководителя организации М-5804 от 24.05.1972 года). С 1993 года - Акционерное общество открытого типа "Взлет" (свидетельство Московской регистрационной палаты N 028.240 от 11.11.1993 года). С 2001 года - Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Взлет" (свидетельство МРП о регистрации изменений в учредительных документах от 18.07.2001 года N 28240). Основным видом деятельности являлось создание и использование летающих лабораторий; организация, подготовка, проведение, научно-техническое обеспечение, руководство летными испытаниями и исследованиями аппаратуры, радиоэлектронных систем и комплексов; проведений измерений и обработка экспериментальных данных летных испытаний и исследований.
Данные работы не могут производиться без ведущих инженеров по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов, входящим в состав штатного летного экипажа на специально оборудованном рабочем месте. Допуском для проведения испытаний в составе штатного летного экипажа является свидетельство ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям системы ВС с правом полетов, выданное Министерством авиационной промышленности, с ежегодным продлением о допуске к полетам. Занятость на указанных работах подтверждается справками, выданными предприятиями.
Согласно летной книжке истца, испытательный налет истца составлял: за 1970 год - 07 часов 50 минут; за 1971 год - 21 час 31 минуты + 19 часов 08 мин; за 1972 год - 72 часа 21 минут; за 1973 год - 37 часов 18 минут; за 1974 год- 56 часов 05 минут + 110 часов; за 1975 год - 284 часа 52 минуты; за 1976 год - 304 часа 01 минуты; за 1977 год - 243 часа 21 минут; за 1978 год - 218 часов 01 минут; за 1979 год - 300 час. 56 мин.; за 1980 год - 401 часов 35 минут; за 1981 год - 449 час. 54 минуты + 12 часов 34 минут; за 1982 год - 141 часов 20 минут; за 1983 год - 133 часа 50 минут; за 1984 год - 413 часов 23 минут + 27 часов 35 минут; за 1985 год - 80 часов 22 минут; за 1986 год - 188 часов 22 минуты; за 1987 год - 122 часа 00 минут; за 1988 год- 103 часа 20 минут; за 1989 год - 80 часов 45 мин. + 41 час 05 мин.; за 1990 год - 12 часов 40 мин. + 116 часов 45 мин. (л.д. 14).
Из справки НПО "Взлет" усматривается, что истец с 01 декабря 1970 года по 31 июля 1974 года работал в должности ведущего инженера (приказ N 640/к от 01.09.1970 года); с 01 августа 1974 года по 31 августа 1979 года работал в должности конструктора (приказ N 551/к от 25.07.1974 года); с 01 сентября 1979 года по 14 декабря 1990 года работал в должности ведущего инженера по летным испытаниям 1 класса (приказ N 732/к от 30.08.1979 года); 14 декабря 1990 г. уволен по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по выслуге лет (приказ N1414/к от 06 декабря 1990) (л.д. 15).
Костоянский Э.Г. непосредственно участвовал в испытательных полетах на штатном рабочем месте члена летного экипажа воздушного судна с 13 ноября 1970 года по 14 декабря 1990 года (л.д. 15).
Истец на протяжении всего периода работы ежегодно проходил медицинское обследование и комиссией ВЛЭК был признан годным к летной работе в качестве инженера, в том числе и экспериментатора.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что должность истца как ведущего инженера, как ведущего инженера по летным испытаниям 1 класса, дает право истцу на назначение пенсии за выслугу лет, как работнику летно-испытательного состава, поскольку в спорный период истец занимался летно-испытательной работой в качестве ведущего инженера по летным испытаниям и имеет свидетельство о допуске к летным испытаниям, был занят летными испытаниями авиационной техники и входил в состав штатного летного экипажа.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пенсия истца подлежит перерасчету на основании ст. 17.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившей в законную силу 01 января 2010 года, и удовлетворил иск в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и заявителем не опровергнуты.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств. Между тем суд оценил собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации и положил их в основу решения.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 13 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.