Апелляционное определение Московского городского суда от 30 августа 2013 N 11-28377/13
Судья Андреева Т.Е. Дело 11-28377
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ульяновой О.В.,
судей Захаровой Е.А., Кировой Т.В.,
при секретаре Ходилиной М.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой Е.А. дело по апелляционной жалобе Лапшова П.В. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 31 мая 2013 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления Лапшову . о признании незаконным бездействия Федеральной миграционной службы России по оказанию государственной услуги отказать.
установила:
Лапшов П.В. обратился в суд с заявлением, оспаривая бездействия Федеральной миграционной службы России по оказанию государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. В обоснование заявления указал, что 04 декабря 2012 года он передал необходимый комплект документов ФМС России для получения паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, но до настоящего времени загранпаспорт ему не выдан. Пунктом 21 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 15.10.2012 года N 320, установлен максимальный срок оказания государственной услуги в три месяца для лиц, имевших допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Несоблюдение сроков предоставления государственной услуги по оформлению ему загранпаспорта нарушают его права.
В судебном заседании Лапшов П.В. требования поддержал.
Представитель Федеральной миграционной службы России Пономарева О.В. в удовлетворении заявления просила отказать, ссылаясь на то, что ФМС России 04 декабря 2012 года направлен запрос в УРАФ ФСБ России, откуда 15 января 2013 года поступил промежуточный ответ о проведении в отношении Лапшова П.В. проверки фактической осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну, до настоящего времени окончательный ответ из УРАФ ФСБ России не поступил, в связи с чем ФМС России не вправе принять решения по отказу или выдаче Лапшову П.В. загранпаспорта.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам жалобы просит Лапшов П.В.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Лапшова П.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ФМС России Пономаревой О.В., коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Рассматривая заявление Лапшова П.В., суд правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, верно применил положения норм материального и процессуального права.
Судом установлено, что 04 декабря 2012 года Лапшов П.В. подал в ФМС России документы на оформление загранпаспорта, содержащего электронные носители информации.
В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 711, ФМС России осуществляет полномочия по оформлению и выдаче паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
По смыслу статьи 10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 года N 114-ФЗ срок оформления паспорта гражданину Российской Федерации, имеющему (имевшему) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", не должен превышать три месяца со дня подачи заявления о выдаче паспорта. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 15 данного закона, паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта.
Согласно ч.1 ст. 15 названного Закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 18-19 Инструкции о порядке оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации, утвержденной приказом МВД России от 06 октября 2006 года N 785 уполномоченный государственный орган, принявший заявление, проводит необходимую проверку с целью выявления наличия оснований, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации и отказ в выдаче паспорта нового поколения, в соответствии со статьями 10 и 15 Федерального закона. Уполномоченное должностное лицо органа, принявшего заявление, готовит необходимые документы и обеспечивает формирование электронных файлов соответствующих запросов для направления их в органы, обеспечивающие проведение проверок.
В соответствии положениями пункта 39 Инструкции в целях проверки наличия предусмотренных Федеральным законом оснований для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации уполномоченные государственные органы направляют запросы в Управление регистрации и архивных фондов ФСБ России или в соответствующие подразделения территориального органа федеральной службы безопасности.
Из пункта 41 Инструкции Управление регистрации и архивных фондов ФСБ России или соответствующее подразделение органов безопасности в срок, как правило, не превышающий 20 дней, сообщает уполномоченным государственным органам об отсутствии либо наличии оснований для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации.
Из пункта 21 Инструкции усматривается, что в случае принятия положительного решения по заявлению, уполномоченный государственный орган направляет электронный файл со сведениями о заявителе, необходимыми для оформления паспорта. Аналогичные положения содержатся в пунктах 77,77.3,77.5,87.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 15.10.2012 года N 320.
Отказывая в удовлетворении заявления Лапшова П.В., суд обоснованно пришел к выводу о том, что доводы Лапшова П.В. о бездействии ФМС России, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.
4 декабря 2012 года в день подачи Лапшовым П.В. документов на оформление загранпаспорта, содержащего электронные носители информации, ФМС России через Государственную систему изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения "АС Загранпаспорт" был направлен запрос в Управление регистрации и архивных фондов ФСБ России, на который 15 января 2013 года поступило сообщение, что в отношении Лапшова П.В. проводится проверка фактической осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну, по причине не предоставления руководством Следственным Департаментом МВД РФ в Управление регистрации и архивных фондов ФСБ России в установленные сроки решения о временном ограничении права Лапшова П.В. на выезд за границу или возможности выдачи паспорта, при этом в ответе отражено, что об окончательных результатах будет сообщено дополнительно.
Необходимость проведения проверки Лапшовым П.В. не ставится под сомнение, поскольку из дела следует, что он с . года работал в МВД России, в том числе возглавлял управление по расследованию организованной преступной деятельности следственного департамента МВД России, и, как сам указал, в связи с занимаемой должностью имел допуск к секретным сведениям, с . года уволен из МВД РФ.
Суд, исследовав представленные по делу доказательства, доводы заявителя и возражения ФМС России, пришел к обоснованному выводу о том, что ФМС России действовала в соответствии с требованиями законодательства, своевременно выполнила возложенные на нее функции, связанные с проверкой, предшествующей выдаче загранпаспорта, при установлении обстоятельств, при наличии которых может быть ограничен выезд гражданина Российской Федерации за ее пределы.
Судом установлено, что согласование на Лапшова П.В. из Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России в Федеральную миграционную службу России не поступило, ФМС РФ выполнены необходимые действия по проверке, предшествующие выдаче загранпаспорта, поэтому доводы Лапшова П.В. о бездействии ФМС РФ, не могут быть признаны обоснованными.
Превышение установленного законом срока выдачи загранпаспорта в связи с отсутствием у ФМС РФ необходимых сведений, которые могут исключать возможность выдачи загранпаспорта, не может служить основанием для вывода о виновном бездействии ФМС России, и не свидетельствует о нарушении ФМС России прав и свобод Лапшова П.В., поскольку действия ФМС России отвечают требованиям ст. 10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Лапшов П.В. пояснил, что в настоящее время в выдаче загранпаспорта ему отказано по результатам проверки, его право на выезд за пределы Российской Федерации временно ограничено.
Доводы апелляционной жалобы исследовались судом первой инстанции, они и получили мотивированную оценку в судебном решении, не согласиться с которой оснований не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 31 мая 2013 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.