Судья Рубцова Н.В.
Дело N 11-6122
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 февраля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Мухортых Е.Н., Михалевой Т.Д.,
при секретаре Исмаилове Э.Т.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя истца *** А.Л. по доверенности Гулея М.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований *** к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании отказа в заключении договора социального найма от 29 июля 2012 г. незаконным, признании права на заключение договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *** , об обязании заключить договор социального найма отказать,
установила:
*** А.Л. обратился в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (далее по тексту ДЖПиЖФ г.Москвы) о признании отказа от 29 июля 2012 года в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *** , незаконным, признании права на заключение договора социального найма указанного жилого помещения и об обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
В обоснование заявленных требований *** А.Л. указал, что он с семьей проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ***. В спорную квартиру вселился на основании служебного ордера от 14.10.1992 г. Он обратился в ДЖПиЖФ г.Москвы по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения. 29 июля 2012 г. ДЖПиЖФ г.Москвы в заключении договора социального найма жилого помещения отказал, ссылаясь на Постановление Правительства Москвы от 15.12.2009 г. N 1395-ПП, в соответствии с которым Департаменту поручено реализовать жилое помещение, в котором проживает истец и члены его семьи. По утверждению истца, данный отказ является незаконным, поскольку решением Московского гарнизонного военного суда от 29.03.2012 г. он признан нуждающимся в получении жилья, что является основанием для заключения договора социального найма. Отказ нарушает положения Постановления Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП, ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Постановление Правительства Москвы от 15.12.2009 г. N 1395-ПП распространяется на правоотношения, возникшие в 2010 г.
Истец *** А.Л. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, его представитель по доверенности Гулей М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ДЖПиЖФ по г. Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск.
Третьи лица *** Л.П., *** И.А. и *** Г.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истца *** А.Л. по доверенности Гулей М.В. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
В заседание судебной коллегии истец *** А.Л., третьи лица *** Л.П., *** И.А. и *** Г.Н. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца *** А.Л. по доверенности Гулея М.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика ДЖПиЖФ г. Москвы по доверенности Лукашенко А.А., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии ст. 101 ЖК РСФСР, ст.ст. 49, 93, 94, 99, 101 ЖК РФ, ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру", Постановлением Правительства Москвы от 15.12.2009 г. N 1395-ПП "О реализации жилых помещений военнослужащим железнодорожных войск Российской Федерации и гражданам, уволенных с военной службы".
Судом установлено, что на основании Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 21.09.1992 г. N 2275-РП Главному управлению железнодорожных войск на служебные цели для проживания семей командного состава в/ч 25967 с правом прописки военнослужащих сроком на два года предоставлены квартиры в корпусе *** дома *** по ул. *** в г. *** (л.д.49).
*** А.Л. в составе семьи из трех человек вселен в квартиру N ***, расположенную в доме *** корпус *** по ул. *** в г. ***, состоящую из двух изолированных комнат, общей площадью 52,7 кв.м., жилой площадью 30,5 кв.м., на основании ордера в/ч 25967 на служебное жилое помещение от 14.10.1992 г. В ордере указано, что служебное жилое помещение предоставлено сроком на два года (л.д.6).
В жилом помещении зарегистрированы: с 03.04.1993 г. *** И.А. (дочь), с 30.08.1995 г. *** А.Л., *** Л.П. (супруга-наниматель), с 18.10.2000 г. *** Г.И. (мать *** ой Л.П.).
Согласно ордеру от 21.08.1995 г., данное жилое помещение предоставлено *** А.Л. на период службы (л.д.50).
*** А.Л. обратился в УДЖПиЖФ г. Москвы в ЮЗАО с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: ***.
В заключении указанного договора истцу отказано со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 14.12.2006 г. N 2586-РП (л.д.8).
В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Исходя из назначения служебных жилых помещений (ст. 93 ЖК РФ) и жилых помещений в общежитиях (ст. 94 ЖК РФ), право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными военнослужащим в связи с прохождением военной службы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с трудовыми отношениями, сохраняется за ними на период прохождения ими военной службы и работы в воинской части (учреждении) в соответствующем населенном пункте.
После прекращения военно-служебных и трудовых отношений право пользования предоставленным служебным жилым помещением и жилым помещением в общежитии сохраняется за военнослужащими и гражданским персоналом, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых-помещений или членами семьи собственника жилого помещения (ст. 103 ЖК РФ), которые в соответствии с действующим законодательством не могут быть выселены из занимаемых служебных помещений без предоставления другого жилого помещения социального использования (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Такое право сохраняется за военнослужащими, признанными нуждающимися в получении жилых помещений, подлежащими увольнению (уволенными) с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по болезни и в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы (в календарном исчислении) 10 лет и более до обеспечения их жильем по договору социального найма (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"); за военнослужащими, признанными нуждающимися в получении жилых помещений, подлежащими увольнению (уволенными) с военной службы, при общей продолжительности военной службы 20 лет и более независимо от основания увольнения до обеспечения их жильем по договору социального найма (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации" предусматривает сохранение действия статей ЖК
РСФСР, касающихся оснований учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства г. Москвы от 26 апреля 2011 г. N 158-ПП внесены изменения в Постановление Правительства г. Москвы от 05 августа 2008 г. N711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру".
Пунктом 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений предусмотрено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения: 1.1. Договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"; 1.2. Договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в п. 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы.
В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений-предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.
Данное постановление принято в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и в целях урегулирования правоотношений по дальнейшему использованию жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру, Правительство Москвы.
Решением Московского гарнизонного военного суда от 29 марта 2012 г. признаны незаконными действия Министра обороны РФ, связанные с отказом в признании *** А.Л. и членов его семьи нуждающимися в получении жилья, Министр обороны РФ обязан направить в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ необходимые документы для принятия решения в порядке ст. 52 ЖК РФ (л.д.10-17).
ДЖПиЖФ г.Москвы стороной по указанному делу не являлся. Каких-либо обязанностей не него вышеназванным решением не возложено.
Доказательств того, что Министром обороны РФ и Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ *** и члены его семьи в настоящее время признаны нуждающимися в получении жилья, суду не представлено.
Судом установлено, что *** А.Л. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, договор социального найма не заключал.
Из справки отдела военного комиссариата города Москвы по Бутовскому району ЮЗАО от 19 мая 2008 г. следует, что *** с 05 августа 1976 г. по 23 сентября 1980 г. является курсантом, с 23 сентября 1980 г. по 21.04.1997 г. проходил службу в железнодорожных войсках в/ч 44057, с 21 апреля 1997 г. уволен в запас по ст. 49 ч.2 п. "г", которая гласит, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, если военнослужащий перестал отвечать установленным к нему в соответствии с настоящим Законом (Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действующей на момент увольнения истца) (л.д.20).
Общая продолжительность военной службы *** А.Л. составляет менее 20 лет.
С момента предоставления жилого помещения до увольнения в запас истец прослужил менее 5 лет.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. N1028 "О переоформлении жилой площади Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации", в связи с нарушением Федеральной службой железнодорожных войск Российской Федерации порядка использования жилой площади, выделенной в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.07.92 N 552 "Об обеспечении организации работ по капитальному ремонту трамвайных путей в 1992-1995 гг. в г. Москве с участием войсковых частей" для временного размещения военнослужащих, Правительство Москвы постановляет Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы до 1 мая 2000 года на основании п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" оформить жилую площадь, выделенную в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.07.92 N 552 Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации, по договору аренды.
Постановлением Правительства города Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1080-ПП "О реализации жилой площади военнослужащим железнодорожных войск Российской Федерации и гражданам, уволенных с военной службы" Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поручено 38 семьям, не имеющим право на получение жилищных сертификатов, реализовывать по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа фактически занимаемые квартиры (приложение 2) по методике расчета стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 14 декабря 2006 г. N 2586-РП (в редакции постановления Правительства Москвы от 14 августа 2007 г. N 703-ПП).
При отказе семей (п. 2.2) Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предписано решать в судебном порядке вопрос выселения граждан и освобождения квартир, являющихся собственностью города Москвы.
Постановлением Правительства города Москвы от 15 декабря 2009 г. N 1395-ПП "О реализации жилых помещений военнослужащим железнодорожных войск Российской Федерации и гражданам, уволенных с военной службы" Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поручено реализовать в 2010 году военнослужащим железнодорожных войск Российской Федерации и гражданам, уволенным с военной службы, занимаемые жилые помещения (приложение) с учетом рекомендации Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы на основании Методики расчета стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 14 декабря 2006 г. N 2586-РП. При отказе семей (п. 1.1) от приобретения и освобождения жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, производить их выселение в установленном порядке.
Судом установлено, что квартира, в которой проживают и зарегистрированы *** А.Л. и члены его семьи, является служебным жилым помещением.
Доказательств об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не представлено.
Жилое помещение является собственностью города Москвы, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.60).
То есть, жилое помещение не является федеральной собственностью.
Спорная квартира входит в адресный перечень квартир, подлежащих реализации по методике расчета стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 14.12.2006 г. N2586-РП.
Разрешая спор, суд правильно указал, что Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2009 года N 1395-ПП принято уполномоченным органом в пределах представленных ему полномочий, содержание данного документа соответствует требованиям закона. Постановление не противоречит нормам действующего законодательства, в том числе ФЗ "О статусе военнослужащих", которым закреплено бесплатное предоставление жилых помещений военнослужащих и гражданам, уволенным с военной службы, из жилого фонда федеральной собственности, а не собственности субъекта РФ. Постановление предусматривает реализацию жилых помещений, находящихся исключительно в собственности г. Москвы, то есть устанавливает процедуру распоряжения собственником своим имуществом.
Доводы истца о том, что данное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие только в 2010 году, суд правильно отклонил как необоснованные, указав, что Постановление является действующим, оно не отменено, не изменено и не признано утратившим силу.
Жилое помещение было предоставлено истцу как служебное и на момент предоставления жилого помещения истец не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судом были проверены и обоснованно отклонены доводы истца о том, что он проработал в организации, предоставившей служебное жилое помещение, более 10 лет, поэтому имеет право на заключение договора социального найма. При этом суд правильно исходил из того, что жилое помещение было предоставлено городом Москвой не истцу, а войсковой части 25967. Воинская часть, в которой истец проходил военную службу, финансируется из средств федерального бюджета, а не из средств бюджета города Москвы. Войсковая часть собственником жилого помещения не являлась. В связи с принятым Московским гарнизонным военным судом решением, истец имеет право на обеспечение жилым помещением из средств федерального бюджета, а не из средств местного бюджета.
В связи с этим, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал отказ ДЖП и ЖФ г.Москвы в заключении договора социального найма жилого помещения по вышеназванным основаниям законным и в удовлетворении иска отказал правильно.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно сделан вывод о том, что на истца не распространяется действие ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с тем, что общий стаж службы истца составляет менее 20 лет, не является основанием для отмены постановленного решения. Указанный вывод сделан судом применительно к предмету данного спора о правах на конкретное жилое помещение.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, по существу направлены на иное толкование норм материального права, что не может служить основанием к отмене постановленного судом решения. В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.
Судом фактические обстоятельства по делу установлены правильно, собранные по делу доказательства исследованы в судебном заседании, им дана надлежащая оценка.
Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца *** А.Л. по доверенности Гулея М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.