Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Бакуменко Т.Н. и Селезневой Е.Н.
при секретаре Осетровой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июля 2013 года апелляционную жалобу Игнатьева В. М. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 апреля 2013 года по гражданскому делу N 2-486/13 по исковому заявлению Игнатьева В. М. к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
Выслушав объяснения Игнатьева В.М. и его представителя по доверенности Криволуцкого А.Л, представителя администрации района Дементьевой И.С., действующей по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17.04.2013 Игнатьеву В.М. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от "дата" в части принятия его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и об обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении.
В апелляционной жалобе Игнатьев В.М. просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд установил, что Игнатьев В.М. "дата" обратился в администрацию Петродворцового района с заявлением о приеме его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
"дата" в его адрес был направлен ответ за подписью первого заместителя главы администрации района об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на решение общественной комиссии по жилищным вопросам района от "дата" (протокол N ... ). Основаниями для отказа в принятии на учет являлись отсутствие " ... "-летнего срока проживания в " ... ", а также не представление справки КЭЧ по последнему месту прохождения военной службы о том, что ему Министерством обороны РФ не было оказано содействия в улучшении жилищных условий.
При разрешении спора судом установлено, что истец с "дата" зарегистрирован по месту жительства "адрес". До указанной даты документально (справка формы 9) подтвержден факт проживания истца в " ... " в период с " ... " " ... " года по " ... " " ... " года и с " ... " " ... " года по " ... " " ... " года в " ... " квартире "адрес", в качестве члена семьи собственника квартиры.
Также из материалов дела следует, что истец проходил " ... " в период с "дата" по "дата".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что поскольку при обращение с заявлением истцом не было представлено ответчику документов, подтверждающих факт его проживания в " ... " в течение " ... " лет, то является правомерным отказ администрации района принять Игнатьева В.М. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда основанным на правильном применении к спорным правоотношениям требований статей 51, 52, 54 Жилищного кодекса РФ, положений Закона Санкт-Петербурга N 407-65 от 19.07.2005 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Санкт-Петербурге", подтвержденным представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с правилами статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Санкт-Петербурге" жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным по установленным законами Санкт-Петербурга основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2 указанной статьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу вышеуказанной правовой нормы факт проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет является одним из условий принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вместе с тем неподтверждение указанного обстоятельства, является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При рассмотрении искового заявления судом было установлено, что истец в подтверждение факта проживания в " ... " представил справки формы 9 о регистрации по месту жительства в период с " ... " по " ... " годы, с " ... " года, которые в общей сложности не подтверждают факт его проживания в городе в течение " ... " лет.
Также истец полагал, что факт его проживания в " ... " в период с " ... " по " ... " год подтверждают справки от "дата" и от "дата", выданные ему Юр.Л, которые ответчиком были необоснованно не приняты во внимание.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что представленные справки они не могли быть приняты ответчиком во внимание при определении периода проживания истца в Санкт-Петербурге.
В соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга N 407-65 от 19 июля 2005 года "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга принят Административный регламент, предусматривающий в том числе перечень документов, необходимых для получения государственной услуги в виде принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Пункт 2.6.2 Административного регламента предоставления государственной услуги, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.08.2012 N 766-р, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем.
В частности пункт 2.6.2.1. указывает, что для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) должны быть представлены:
"заявление о принятии на учет (приложение N 1 к настоящему Административному регламенту);документ, удостоверяющий личность заявителя: паспорт гражданина Российской Федерации либо удостоверение личности военнослужащего;
документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи: справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА;
справка о регистрации по месту жительства (форма 9) из архива (для лиц без определенного места жительства, ранее имевших место жительства в Санкт-Петербурге), в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА.
Проверить необходимость представления справки о регистрации (форма 9) и характеристики жилого помещения (форма 7) заявитель может на Портале в разделе "Жилой фонд и ЖКХ", подраздел "Выдача информационных справок";
документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя: свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти;
свидетельство многодетной семьи;
удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, удостоверение ветерана боевых действий;
документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
справка, выдаваемая органами опеки и попечительства, о наличии статуса сироты или оставшегося без попечения родителей либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
справка, подтверждающая, что гражданин страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
справка о доходах физического лица с места работы по форме 2-НДФЛ;
документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признаваемых малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге"): заключения (отчеты) об инвентаризационной стоимости жилых помещений, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, о нормативной цене земли, о рыночной стоимости транспортных средств;
судебное решение, подтверждающее проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет."
Последний абзац пункта был внесен в перечень документов после рассмотрения заявления истца на основании распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 14.01.2013 N 9-р.
На дату обращения истца с заявлением о принятии на учет ответчик должен был руководствоваться общими требованиями по перечню документов, предоставляемых гражданами при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, изложенными в пункте 2.6.1.1, который, в том числе предусматривал, что гражданин должен представить " ... документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, либо судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге, не менее 10 лет".
Таким образом, администрация района правомерно не приняла во внимание справки из военного училища, представленные истцом в подтверждение обстоятельств проживания в Санкт-Петербурге, поскольку из них не следует, что истец был зарегистрирован по месту жительства в период с " ... " по " ... " годы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик необоснованно не принял во внимание вышеуказанные справки, основаны на неправильном толковании положений вышеуказанных действующих нормативно-правовых актов, поэтому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Также не могут быть приняты во внимание ссылки заявителя на судебные постановления, которыми признано незаконным указание в Законе Санкт-Петербурга на необходимость при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий учитывать срок проживания заявителей в городе ( в общей сложности " ... " лет), поскольку решение Санкт-Петербургского городского суда от 23.05.11, на которое ссылается истец, было отменено определением судебной коллегии Верховного Суда РФ от 20.07.11 с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела решением Санкт-Петербургского городского суда от 03.10.2011 по гражданскому делу N 3-248/11 в удовлетворении заявления граждан о признании незаконным в части Закона Санкт-Петербурга N 407-65 отказано. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 03.10.2011 вступило в законную силу.
Вместе с тем, заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о том, что является неправомерным требование администрации о представлении заявителем справки из войсковой части об оказании (неоказании) ему содействия в улучшении жилищных условий, поскольку вышеизложенные пункты Административного регламента не предусматривают обязанности заявителя представлять такую справку. А согласно пункту 2.6.3.1. администрация района Санкт-Петербурга не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг. Перечень документов, указанных в регламенте является исчерпывающим.
Однако, необоснованное указание ответчиком на необходимость представления справки, не предусмотренной Административным регламентом, не может являться основанием для отмены решения суда и удовлетворения исковых требований, поскольку ответчиком правомерно отказано в принятии истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием документов, подтверждающих " ... "-летний период его проживания в " ... ".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.