Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В.,
судей
Зарочинцевой Е.В.,
Александровой Ю.К.,
при секретаре
Дряхловой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 июля 2013 г. дело N 2-1002/13 по апелляционной жалобе Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2013 г. по иску прокурора " ... " района Санкт-Петербурга в защиту интересов А. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения представителя Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга - С., представителя А. - А.А., прокурора Мазиной О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор " ... " района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов А. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом "Золендроновая кислота" в необходимой дозировке, взыскании с ответчика в счет понесенных убытков на приобретение лекарственных средств " ... ".
В обоснование иска указано, что А. является инвалидом первой группы и относится к льготной категории граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств. В связи с имеющимся заболеванием ей показано лечение препаратом "Золендроновая кислота". Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи, предусмотренной законами Санкт-Петербурга, для определенных категорий граждан, создает условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, организует обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В нарушение указанных обязанностей Комитетом не были своевременно проведены аукционы на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для обеспечения льготных категорий граждан в 2012 г. Окончание конкурсных процедур на закупку лекарственного препарата "Золендроновая кислота" и поставка препарата была запланирована только на третью декаду сентября 2012 г. Вместе с тем данный препарат поступил в аптеки в октябре под торговым наименование "Акласта", который согласно медицинскому заключению от "дата" в качестве лечебного средства А. не был показан. В период с октября по ноябрь 2012 г. А. была вынуждена приобрести необходимый ей препарат под торговым наименованием "Зомета" на сумму " ... "., поскольку по льготному рецепту препарат истице не был выдан, ввиду его отсутствия в аптеке.
Определением суда от 28 февраля 2013 г. производство по делу в части обязания ответчика обеспечить А. лекарственным препаратом "Золендроновая кислота" прекращено в связи с отказом истца от данной части требований.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2013 г. с Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в пользу А. взысканы расходы на приобретение лекарственных средств в размере " ... "
В апелляционной жалобе Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В соответствие со ст.ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2008 г. Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий" органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей - инвалидов (ст. 4.1).В соответствие с законодательством Российской Федерации расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организации лекарственным препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Таким образом, обеспечение инвалида, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации - Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа - Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
В соответствие с пунктом 3.20 Положения о Комитете по здравоохранению, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2007 г. N 1673, Комитет организует обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в Федеральных регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, в порядке предусмотренном федеральным законодательством; организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственными контрактам лекарственными средствами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, А., "дата" г.р., является инвалидом первой группы по общему заболеванию, согласно справке МСЭ-2009 N ... от "дата", в соответствие с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" включена в реестр граждан, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача (фельдшера).
Из представленных в материалы дела медицинских документов следует, что А. поставлен диагноз: Множественная миелома (несекретирующая), III Act., по ВОЗ, с выраженным остеодеструктивным синдромом. Учитывая выраженный остеодеструктивный синдром, истице назначена плановая терапия препаратом "Золендроновая кислота", дозировкой 4 мг 1 раз в месяц с марта 2011 г. в течение двух лет. Данный препарат под торговым наименованием "Зомета" истица принимала с марта 2011 г.
"дата", истице был выписан рецепт серии N ... на получение лекарственного препарата "Золендроновая кислота". На момент предъявления данного рецепта в аптеку лекарственный препарат ей выдан не был ввиду его отсутствия. Рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание и впоследствии аннулирован (л.д.14).
В рамках государственного контракта N ... от "дата" Комитетом по здравоохранению был закуплен препарат "Золендроновая кислота" под торговым наименованием "Акласта" дозировкой 50 мкг/мл, 100 мл, N 1(л.д. 31-40).
"дата" А.был выписан рецепт серии N ... на препарат "Акласта".
Как следует из заключения врача ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздравсоцразвития, учитывая наличие основного заболевания у истицы, препарат "Акласта" А. не показан. Необходимо продолжить лечение препаратом "Зомета" (л.д. 18).
Препарат "Акласта", закупленный Комитетом по здравоохранению в дозировке 50мкг/мл, 100 мл N 1, не соответствует дозировке, необходимой истице для приема - 4 мг 1 раз в месяц.
В связи с отсутствием препарата в аптеке, учитывая, что прием лекарства должен быть постоянным и непрерывным, "дата" истица приобрела препарат "Зомета" в аптеке стоимостью " ... " (л.д. 23).
"дата" истице был выписан новый рецепт серии N ... на получение препарата "Золендроновая кислота".
На момент обращения истицы в аптечные учреждения, указанный лекарственный препарат ей выдан не был, ввиду его отсутствия в аптеке, что подтверждается постановкой рецепта на отсроченное обслуживание, в связи с чем, "дата", она приобрела лекарство за собственные денежные средства, потратив на его приобретение " ... " (л.д.22). Лекарственный препарат "Золендроновая кислота" под торговым наименованием "Золерикс" на основании данного рецепта был обеспечен истице только "дата"
Доводы апелляционной жалобы о том, что "дата" А. приобрела лекарственный препарат без рецепта врача, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку препарат "Золедроновая кислота" был назначен истице с марта 2011 г. на два года, наличие рецепта необходимо для его получения бесплатно. Кроме того, нарушение правил отпуска лекарственных средств аптеками не может вести к нарушению прав больного, приобретшего у них лекарственное средство.
Доводы апелляционной жалобы о том, что А. приобрела препарат "дата" на свои личные денежные средства, хотя могла получить его по рецепту, судебная коллегия также считает несостоятельными, поскольку рецепт выписывается на 3 упаковки, то есть на 3 месяца вперед, с июля до 16 ноября 2012 г. пациент лекарственным средством обеспечен не был, поэтому вынужденно приобретала препарат по 1 упаковке в месяц.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.