Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Нюхтилиной А.В. и Мирошниковой Е.Н.
при секретаре
Соболевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российская государственная страховая компания" (ОАО "Росгосстрах") на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 августа 2012 года по делу N2-4419/12 по иску А. к ОАО "Росгосстрах" о взыскании страхового возмещения и штрафа.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя ОАО "Росгосстрах" Кошелева К.В., поддержавшего жалобу, и представителя А. - адвоката Смирнова Р.Г., просившего оставить обжалуемое решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с требованиями о взыскании с ОАО "Росгосстрах" страхового возмещения в размере 516.500 рублей, ссылаясь на то, что имеет право на его получение на основании положений Федерального закона от 28.03.1998 г. N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих ... ", поскольку до истечения одного года после увольнения с военной службы ему была установлена инвалидность 2 группы в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, однако ответчик, осуществляющий страхование жизни и здоровья военнослужащих, не произвел выплату страхового возмещение по обращению истца, в связи с чем последний также просил взыскать с ответчика штраф за задержку страховой выплаты в размере 400.000 рублей.
Решением Приморского районного суда от 29.08.2012 г. требования истца удовлетворены частично: постановлено взыскать в его пользу с ОАО "Росгосстрах" страховое возмещение в размере 516.500 рублей и штраф - 50.000 рублей, всего 566.500 рублей. С ответчика взыскана государственная пошлина в доход государства в размере 8.865 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить это решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права и принять новое об отказе в иске.
Истец правильность вынесенного судом решения не оспаривает.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителей третьих лиц - Министерства обороны Российской Федерации и ОАО "Военно-страховая компания", которые извещены о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (л.д.95-97), о причинах неявки своих представителей не сообщили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 г. N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.
Согласно пункту 2 этой же статьи жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Абзацем 3 ст.4 названного Закона предусмотрено, что страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Как видно из материалов дела, полковник А. приказом директора " ... " уволен с военной службы по состоянию здоровья (л.д.9) и с 27.11.2008 г. исключен из списков личного состава войсковой части N ... приказом командира части от 21.11.2008 г. N N ... (л.д.10).
02.11.2009 г. истцу установлена инвалидность второй группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы (л.д.11 - копия справки филиала N18 Главного бюро МСЭ от 06.11.2009 г.).
Дав надлежащую оценку представленным доказательствам и проанализировав правовые нормы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец относится к категории застрахованных лиц и имеет право на выплату страхового возмещения в связи с наступлением предусмотренного абз.3 ст.4 Федерального закона от 28.03.1998 г. N52-ФЗ страхового случая в результате установлением ему инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
Возлагая обязанность по выплате страхового возмещения на ответчика, суд правильно исходил из того, что 30.12.2008 г. между Министерством обороны РФ и ОАО "Росгосстрах" был заключен государственный контракт N205/181/3/153 на оказание в 2009 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы (л.д.27-34).
29.06.2009 г. между этими же сторонами было заключено соглашение о внесение изменений (дополнений) в государственный контракт N205/181/3/153 от 30.12.2008 г., согласно пункту 2.1 которого ОАО "Росгосстрах" приняло на себя обязательство производить выплаты страховых сумм по страховым случаям, предусмотренным абзацами вторым и третьим статьи 4 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих ... " в отношении граждан, до истечения одного года после увольнения их с военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если гибель (смерть) или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов, т.е. полученных в период с 01 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. Выплаты страховых сумм производятся до 31.12.2009 г. (л.д.46-48).
В соответствии с пунктом 2 ст.9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. N4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Таким образом, наступление инвалидности у лица в 2009 году, до истечения одного года после увольнения с военной службы (т.е. после увольнения, состоявшегося в 2008 году), вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, относится к страховым случаям, предусмотренным названным государственным контрактом с учетом дополнительного соглашения от 29.06.2009 г.
Соответственно, доводы жалобы о том, что истец не является застрахованным лицом ввиду его увольнения с военной службы в 2008 г., прямо противоречат условиям заключенного ответчиком контракта и не могут быть признаны обоснованными.
Доводы жалобы о том, что по условиям соглашения от 29.06.2009 г. ОАО "Росгосстрах" должно производить страховые выплаты за счет денежных средств, поступивших от Министерства обороны РФ, которое не перечислило ответчику сумму страховой выплаты, причитающейся истцу, не могут быть приняты во внимание, т.к. обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства, является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении службы. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев страховых сумм, обеспечивается право военнослужащих и приравненных к ним лиц на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью. Однако правовой механизм осуществления страховых выплат должен включать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям данного вида страхования, исключая необходимость для выгодоприобретателей при ротации организаций-страховщиков, привлекаемых Российской Федерацией для непосредственной реализации этого вида страхования, получать страховые выплаты в судебном порядке. При таких обстоятельствах материальные претензии страхователей и страховщиков обязательного государственного страхования, касающиеся выплат страховых премий, могут и должны разрешаться посредством обращения в арбитражный суд.
С учетом изложенного и в связи с тем, что действие ранее заключенного Министерством обороны РФ с ОАО "Военно-страховая компания" договора об обязательном государственном страховании от 30.12.2003 г. (л.д.35-45), прекратилось с 01.01.2009 г., ссылку ответчика на то, что обязанность по выплате страхового возмещения истцу должна нести указанная компания, нельзя признать состоятельной.
Причитающаяся истцу страховая выплата в размере 516.000 рублей определена судом в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 ст.5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих ... " в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчика обязанности по выплате страхового возмещения, согласно которым страховая сумма инвалиду 2 группы составляет 50 окладов, установленных на день выплаты страховой суммы.
Правильность произведенного судом расчета страховой выплаты ответчик в апелляционной жалобе не оспаривает.
Согласно п.4 ст.11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих ... " выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.
Признав, что ответчик, получивший необходимые документы от истца в январе 2010 г. (л.д.14, 15), необоснованно не выплатил ему страховое возмещение, суд правильно взыскал с ОАО "Росгосстрах" предусмотренный п.4 ст.11 названого Закона штраф, уменьшив его размер до 50.000 рублей в соответствии с положениями ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации о соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Правомерность такого снижения истец не оспаривает.
В свою очередь, доводы ответчика о том, что в связи с наличием спора о праве на получение страховых выплат такой штраф может взыскиваться только после вступления в законную силу решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку закон связывает наступление у страховщика обязанности по выплате страхового возмещения и, следовательно, момент возникновения у него денежного обязательства перед застрахованным лицом, с получением документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате.
Пунктом 7.3. Государственного контракта N205/187/3/153 от 30.12.08 г. также предусмотрено, что выплата страховой суммы производится Страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате (л.д.30).
Соответственно, взыскание штрафа за задержку страховых выплат возможно и при необоснованном уклонении страховщика от принятия решения о выплате страхового возмещения. При этом судебная коллегия учитывает, что размер штрафа существенно снижен судом при значительной продолжительности нарушения права истца на получение страховой выплаты.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 августа 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Росгосстрах" - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.