Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Селезневой Е.Н.
Бакуменко Т.Н.
при секретаре
Бурвяшовой В.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-789/13 по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2013 года по заявлению С. об оспаривании решения Федерального государственного казённого учреждения Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя С. - С. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором оспаривал решение Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 215 о снятии его и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права С. просил возложить на указанное государственное казённое учреждение обязанность принять заявителя с составом семьи сын - А. и дочь Л. . на указанный учёт.
Решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 14 марта 2013 года заявление С. удовлетворено частично: решение заместителя начальника управления ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 215 о снятии С. с учета нуждающихся в жилых помещениях признано необоснованным. Этим же решением на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ возложена обязанность восстановить С. на указанный учёт с составом семьи из двух человек: самого заявителя и его сына - А.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ просит отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в заседание суда апелляционной инстанции не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 67).
Согласно статьям 257 (ч.2), 327 (ч.1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя С. , проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
С. проходил военную службу в должности старшего прапорщика; приказом командира войсковой части " ... " от "дата" N ... уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на службе; при увольнении со службы он был оставлен в списках части по обеспечению жилой площадью (л.д. 8).
Согласно справке, выданной командиром войсковой части " ... ", за период прохождения военной службы С. жилой площадью не обеспечивался, государственного жилищного сертификата, ссуды на приобретение и строительство жилья в финансовом органе в/ч " ... " не получал (л.д. 9).
Решением заместителя начальника управления ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 215 С. был снят с учёта лиц нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт (л.д. 7).
Как следует из оспариваемого С. решения, с 1977 по 2002 г.г. заявитель проходил военную службу в г. Выборг, Ленинградской области; приказом командира Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы N ... от "дата" уволен с военной службы с зачислением в запас "дата", при этом в приказе отмечено, что С. обеспечен жилой площадью по адресу: "адрес" (л.д.7)
Согласно справке о регистрации, выданной ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" С. с семьей занимает 2-х комнатную квартиру "адрес"л.д.13).
Собственником квартиры "адрес" является супруга заявителя - С. на основании договора приватизации, заключённого "дата" (л.д.26, 28).
В оспариваемом С. решении указано, что на момент принятия его на учёт нуждающихся в жилых помещениях "дата" году С. в соответствии с действующим законодательством был обеспечен жилой площадью, в связи с чем, оснований для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях не имелось.
Решением заместителя начальника управления по жилищному обеспечению N ... от "дата" С. было отказано в предоставлении жилого помещения - квартиры "адрес" на состав семьи из 3-х человек. Основанием для отказа в предоставлении жилого помещения послужило решение о снятии С. с учёта нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 12).
Материалами дела подтверждается, что С. с составом семьи из 4-х человек с сентября 1995 года состоял на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 29-31).
А.Н., С. (жена С. ), Л. (дочь С. ) с "дата" зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес", А. (сын С. ) с "дата" (л.д. 13).
Разрешая вопрос об обоснованности поданного С. в суд заявления (жалобы), суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, следует учитывать только жилые помещения, находящиеся в собственности гражданина, в отношении которого принимается решение о предоставлении жилого помещения.
Данный вывод нельзя признать правильным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Поскольку заявитель избрал местом постоянного проживания и получения жилого помещения г. Санкт-Петербург, то условия предоставления жилого помещения регулируются не только нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые сослался суд первой инстанции, но и нормами закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьями 53, 54 ЖК РСФСР, гражданин, вселённый нанимателем в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, приобретал равное с нанимателем право пользования таким жилым помещением.
Согласно части 2 статьи 31 ЖК Российской Федерации, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как видно из оспариваемого заявителем решения, последний состоит с собственником квартиры "адрес" ( С.) в зарегистрированном браке.
Кроме того, в силу статьи 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Таким образом, доля в праве пользования квартиры "адрес", приходящаяся на С. , должна учитываться при определении размера предоставляемого ему жилого помещения.
Тем не менее, несмотря на неправильное применение судом норм материального права, постановленное решение по существу является правильным и не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы.
Довод апелляционной жалобы о том, что квартира "адрес" подлежала сдаче органам военного управления, в случае предоставления заявителю жилого помещения Министерством обороны Российской Федерации, следует признать ошибочным.
Данное жилое помещение не предоставлялось С. в период прохождения им военной службы в соответствии со статьёй 15 Закона РФ от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих".
Так, в материалы дела представлен ордер N ... от "дата", выданный Исполнительным комитетом Выборгского городского совета депутатов трудящихся (Горжилуправление) М. на право занятия квартиры "адрес" на состав семьи из 4-х человек: сам М. , супруга - Р., дочь - У., сын - Д. (л.д. 18). (согласно решению Исполкома от "дата").
Согласно свидетельству о заключении брака, "дата" А.Н. и У. заключили брак, который был зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 36). У. присвоена фамилия - С. .
Таким образом, право пользования квартирой "адрес" С. приобрёл в порядке предусмотренном статьями 53, 54 ЖК РСФСР, но не в соответствии с Законом РФ от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих".
Согласно абзаца 1 пункта 1 статьи 15 Закона РФ от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент принятия заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имели право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных данным Законом и жилищным законодательством.
С. был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения им военной службы; при увольнении в соответствии с статьёй 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, избрал местом постоянного проживания г. Санкт-Петербург; при увольнении с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе органами военного управления жилой площадью не обеспечивался, в связи с чем, и в силу пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не мог быть снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Доказательств того, что С. предоставлял органам военного управления подложные сведения об уровне жилищной обеспеченности при решении вопроса о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, в материалах дела не имеется.
В судебном порядке решение органов военного управления о принятии С. на учёт нуждающихся в жилых помещениях не оспаривалось, поэтому указание в решении ФКГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ от 22.10.2012 N 215 на выявление неправомерных действий должностных лиц, принявших решении о принятии С. на учёт нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), является бездоказательным.
Положения пункта 2 части 1статьи 56 ЖК Российской Федерации предусматривают возможность снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений данной нормы права.
Таким образом, суд первой инстанции принял правильное решение, доводы апелляционной жалобы не опровергают законность постановленного судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2013 года по делу N 2-789/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казённого учреждения Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.