Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Нюхтилиной А.В. и Мирошниковой Е.Н.
при секретаре
Арешиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2013 года по делу N2-1517/13 по иску С. к военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с требованиями о взыскании с военного комиссариата Санкт-Петербурга денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 25.10.2010 г. по 30.11.2011 г. в размере 198.387 рублей 96 копеек, указывая на то, что имеет право на ее получение на основании положений п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N76-ФЗ, поскольку уволен с военной службы по состоянию здоровья, при увольнении жилым помещением обеспечен не был, состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в указанный период снимал жилое помещение. Также истец просил возместить ему расходы по оплате государственной пошлины в размере 5.500 рублей и по оплате услуг представителя в размере 25.000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда от 28.03.2013 г. требования С. удовлетворены частично: постановлено взыскать в его пользу с военного комиссариата Санкт-Петербурга денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 25.10.2010 г. по 29.11.2011 г. в размере 197.000 рублей, суммы судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 5.461 рубля и по оплате услуг представителя в размере 10.000 рублей. В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить это решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права и вынести новое об отказе в иске.
Истец правильность вынесенного судом решения не оспаривает.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что в соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Абзацем 1 п.14 ст.15 данного Закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно абз.2 этого пункта при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей им ежемесячно выплачивается денежная компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, С. приказом командующего " ... " уволен с военной службы по состоянию здоровья, с 24.10.2010 г. исключен из списков личного состава войсковой части N ... (л.д.13, 14).
Общая продолжительность военной службы С. на 01.08.2010 г. в календарном исчислении составила 18 лет (л.д.13).
Из сообщения ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от 20.05.2011 г. усматривается, что С. состоит в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи - 1 человек (л.д.10).
В ходе судебного разбирательства ответчик не оспаривал, что истец не был обеспечен жилым помещением при увольнении с военной службы, в том числе в спорный период.
30.11.2011 г. между ФГУ "Северо-Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и С. заключен договор социального найма отдельной двухкомнатной квартиры "адрес"
Установив на основе представленных доказательств, что истец относится к категории лиц, указанных в п.14 ст.15 названного Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что он имеет право на получение денежной компенсации, предусмотренной абзацем 2 этого пункта.
Довод жалобы о том, что истец не имеет право на получение денежной компенсации, поскольку состоял на учете не в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, а в структурном подразделении Министерства обороны РФ - ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения", которое не относится к таким организациям, основан на неправильном толковании норм материального права и правового статуса истца.
Из приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.02.2010 г. N3-П, вытекает, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
Порядок выплаты и размер такой компенсации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Пунктом 2 Постановления установлены предельные размеры ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, а также условия и размеры его повышения, в частности в городах Москве и Санкт-Петербурге размер такой компенсации определен равным 15 000 рублей в месяц.
Материалами дела подтверждается, что истцом были заключены договоры найма жилого помещения по адресу: "адрес", на период с 01.09.2010 г. по 01.07.2012 г., при этом плата за наем составляла 15.000 рублей, а с 01.08.2011 г. - 17.500 рублей ежемесячно (л.д.15-24).
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 25.10.2010 г. по 29.11.2011 г. в размере 197.000 рублей (из расчета 15.000 руб. в месяц).
Арифметическую правильность произведенного судом расчета и распределение судебных расходов участники дела не оспаривают.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.