Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.
судей
Сухаревой С.И.
Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Цыбиной И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Н. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2013 года по гражданскому делу N 2-2076/2013 по иску Н. к Жилищному Комитету Правительства Санкт - Петербурга о предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителя истца - Полищука А.А., Фадеевой И.С., действующих на основании доверенности от 11 сентября 2012 года сроком на 3 года, представителя ответчика - Борисова К.С., действующего на основании доверенности от 30 ноября 2012 года сроком до 31 декабря 2013 года, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Н. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Кировского района Санкт - Петербурга об обязании предоставить безвозмездную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета, ссылаясь в обоснование иска на то обстоятельство, что он является инвалидом 2 группы, подал в Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга заявление о предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 17 и 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", письмом заместителя главы Администрации от 19 июля 2012 года в предоставлении субсидии было отказано, поскольку инвалидность истцу была установлена впервые после 1 января 2005 года, полагает, что дата установления инвалидности правового значения не имеет, просил обязать Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга представить безвозмездную сибсидию.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2012 года по ходатайству истца была произведена замена ответчика Администрации Кировского района Санкт-Петербурга на Жилищный комитет Санкт-Петербурга, дело было передано в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга по месту нахождения ответчика Жилищного комитета Санкт-Петербурга.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2013 года в удовлетворении исковых требований Н. было отказано.
В апелляционной жалобе Н. просит отменить решение как незаконное, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Н. проживает совместно с женой. Сыном, дочерью и внучкой в коммунальной "адрес", занимая комнату размером 17,60 кв.м., является собственником 9/65 долей в праве общей долевой собственности в этой квартире.
Истец состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Кировского района с 15 февраля 1993 года.
Согласно справке за N 3519889 от 19 июня 2012 года, выданной ФГУ "Главное бюро МСЭ по Санкт - Петербургу" Бюро N41 Н. была установлена инвалидность 2 группы бессрочно, впервые инвалидность была установлена 08 июня 2009 года.
Н. обратился в Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Письмом от 19 июля 2012 года за NП-2748/13.3 Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга истцу были даны разъяснения о том, что оснований для предоставления безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств федерального бюджета не имеется, т.к. впервые инвалидность истцу была установлена после 1 января 2005 года, истцу предложено обратиться с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Отклоняя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что безвозмездные субсидии из федерального бюджета, на которую претендует истец, предоставляются гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и получившим инвалидность до 01 января 2005 года.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом районного суда.
В силу ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ вступил в силу с 01 января 2005 года, указанным Законом Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" был дополнен статьей 28.2.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя в Санкт-Петербурге принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений", согласно п. 1.3 которого гражданам, указанным в ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", безвозмездные субсидии предоставляются за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета в составе Федерального фонда компенсаций. Членам семьи, включенным в учетные дела граждан, указанных в пункте 1.3 настоящего Положения, безвозмездные субсидии предоставляются при предоставлении безвозмездных субсидий гражданам, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения (п. 1.4).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 06.10.2008 N 679-О, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статей 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенции из федерального бюджета. Указанным Федеральным законом субъектам Российской Федерации переданы полномочия по обеспечению жильем инвалидов, а в качестве условия определения объема обязательств в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, установлен срок постановки инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
На основании изложенного судебная коллегия отвергает доводы апелляционной жалобы о неверном толковании судом положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который, по мнению истца, не связывает предоставление субсидии со временем получения инвалидности.
В рассматриваемом случае применение положений ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к истцу невозможно без учета принятого во исполнение предписаний федерального законодателя Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений", а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 06.10.2008 N 679-О.
Кроме того, как верно установил суд первой инстанции, истец обратился в Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга по вопросу предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии. На данное обращение истцу сообщено, что в настоящее время право на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет выделяемых субвенций имеют инвалиды, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Наличие права указанных граждан на меры социальной поддержки по обеспечению связано исключительно с датой постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом дата получения льгот не определена. При этом было указано, что право на оказание социальной поддержки семья истца не имеет, в связи с тем что решением медико-социальной экспертизы 2 группы инвалидность истцу была установлена 08 июня 2009 года.
Оценивая данные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых положений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец не подпадает под действие ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с тем, что на учет как инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, он встал после 01 января 2005 года, по состоянию на 01 января 2005 года государство перед ним как перед инвалидом не имело обязательств по обеспечению жильем.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что в Жилищный Комитет Правительства Санкт - Петербурга по вопросу предоставления безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета истец не обращался и каких-либо ответов истцу Жилищный комитет не давал и не мог нарушить прав и законных интересов истца.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что заявленые Н. исковые требования по сути сводятся к обжалованию отказа Администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 19 июля 2012 года в предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц государственных органов в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу ч. 2 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пропуск срока на подачу заявления об оспаривании действий, нарушающих права заявителя может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, если этот срок пропущен без уважительных причин.
Обращаясь с заявленными требования в суд 07 декабря 2012 года, истец пропустил срок для обращения в суд предусмотренный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока не представлено, в заседании судебной коллегии представители истца не отрицали получение ответа в июле 2012 года.
Указанное обстоятельство является самостоятельным для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.