Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Сопраньковой Т.Г.,
Литвиновой И.А.
при секретаре
Павловой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 сентября 2013 года апелляционную жалобу Администрации " ... " района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2013 года по делу N2-2044/2013 по иску Титерина Н. Н.ча к Администрации " ... " района Санкт-Петербурга об обязании обеспечить жилой площадью.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца, представителя третьего лица, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Титерин Н.Н. обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с требованием об обязании администрации " ... " района обеспечить его жилой площадью не ниже установленных социальных норм, указав, что с " ... " состоит на очереди нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, в 2013 году он обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, как инвалиду " ... " группы, проживающему в учреждении " ... ", прошедшему курс реабилитации, оставшийся без попечения родителей, однако ему было отказано на том основании, что дети и сироты, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью до 23 лет, а он, по их мнению, к данной категории не относится.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2013 года с учетом определения от 27 июня 2013 года об исправлении описки требование Титерина Н.Н. удовлетворено, и на администрацию " ... " района Санкт-Петербурга возложена обязанность предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе администрация " ... " района Санкт-Петербурга просит отменить указанное решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и исковые требования оставить без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок обращения в администрацию.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, истца, представителя третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, отвечающего требованиям закона.
Как видно из материалов дела, Титерин Н.Н., " ... " года рождения является инвалидом " ... " группы бессрочно с " ... ".
" ... " Титерин Н.Н. из родильного дома N ... поступил в " ... ", в период с " ... " по " ... " находился на полном государственном обеспечении в " ... " ( " ... "", " ... " для дальнейшего воспитания, мальчик был переведен в Дом-интернат " ... ", с " ... " по настоящее время Титерин Н.Н. находится в УКСО " ... " на стационарной форме постоянного проживания.
Согласно выписке из протокола заседания расширенной врачебной комиссии врачей-психиатров ПНИ N ... и ПНД N ... от " ... ", Титерин Н.Н. являясь инвалидом " ... " группы, может проживать самостоятельно в коммунальной или отдельной квартире
Истец Титерин Н.Н. состоит на учете в Администрации " ... " района Санкт-Петербурга в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма с 04 декабря 2012 года на общей очереди, учтен по льготе инвалид общего заболевания " ... " группы.
Администрацией " ... " района Санкт-Петербурга 04 февраля 2013 года было отказано истцу в постановке на учет с указанием на то обстоятельство, что истец достиг предельного возраста обеспечения жилым помещением - 23 лет.
Судом первой инстанции установлено, что истец по достижении совершеннолетия находился в детских учреждениях на воспитании, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, однако до настоящего времени жилой площадью не обеспечен, что обосновано расценено как нарушение прав истца, подлежащее защите путем удовлетворения исковых требований.
С 01 января 2013 года вступили в действие изменения в ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996, согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Учитывая, что право на предоставление жилого помещения истцом реализовано не было до дня вступлении названного Закона в законную силу, исковые требования об обязании ответчика предоставить благоустроенное специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
Из преамбулы и статьи 1 названного Закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Вместе с тем, по смыслу указанных норм права, обеспечение жилой площадью лиц, проживающих в учреждении социального обслуживания, может быть реализовано такими гражданами после окончания пребывания в государственном учреждении социального обслуживания.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
При этом указанная норма и иные положения этого Закона не ограничивают возраст, до достижения которого лицам данной категории должно быть предоставлено жилое помещение.
В силу приведенных норм в их взаимосвязи достижение лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имеют иного закрепленного жилого помещения и не реализовали право на обеспечение жилым помещением, не является основанием для отказа в обеспечении их жилой площадью.
Исходя из этого, суд первой инстанции, установив на основе надлежащей оценки представленных доказательств, что истец может быть отнесен к указанной категории лиц, обоснованно отверг довод ответчика о том, что он не имеет права на предоставление жилой площади, поскольку был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении уже после достижения возраста 23 лет, и удовлетворил заявленные требования.
При этом суд обосновано учел, что истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имел право на обеспечение жилой площадью до достижения им возраста 23 лет. Вместе с тем, он не мог быть обеспечен жилым помещением по указанному основанию ранее принятия решения КЭК о возможности его самостоятельного проживания. Поскольку до достижения истцом возраста 23 лет такое решение не принималось, и он из образовательного учреждения или учреждения социального обслуживания не выпускался, необходимость в обеспечении его жилым помещением в тот период отсутствовала. В данном случае такая необходимость возникла только после завершения курса индивидуальной программы реабилитации истца и принятия врачебной комиссией решения о возможности его самостоятельного проживания.
Довод жалобы о том, что отсутствует спор с администрацией, опровергается наличием обращения истца с заявлением об обеспечении жилым помещением, отказом в этом и дальнейшим обращением истца в суд с соответствующим иском; по тем же основаниям, а также в связи с отсутствием такого указания в Законе, подлежит отклонению и довод о несоблюдении истцом досудебного порядка.
Довод жалобы о невозможности обеспечения истца жилым помещением по причине отсутствия списка лиц, имеющих право в порядке, установленном законодательством Санкт-Петербурга, быть однократно обеспеченными благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в отсутствие нормативного правового акта, определяющего орган исполнительной власти, который будет уполномочен составлять указанный список, а также в отсутствие порядка и органа, которым будет производиться обеспечение жилым помещением, подлежит отклонению как несостоятельный.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не должно находится в зависимости от сроков разработки соответствующий нормативно правовых актов, в том числе и порядка однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и определения соответствующего уполномоченного органа.
Так как в настоящее время уполномоченный орган, осуществляющий предоставление жилых помещений по договору найма специализированного не определен, возложение решением суда на администрацию как постоянно действующего исполнительного органа государственной власти является правомерным, поскольку ранее именно указанный орган разрешал и осуществлял вопросы обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.
Кроме того, последующее установление порядка обеспечения детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, в том числе с установлением конкретного органа, осуществляющего такие полномочия, на что ссылается ответчик не препятствует исполнению судебного решения, поскольку действующее гражданское процессуального законодательство позволяет по заявлениям заинтересованных лиц производить как изменение способа (порядка) исполнения решения суда (ст. 203 ГПК РФ), так и заменять сторону в исполнительном производстве (ст. 44 ГПК РФ, ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных судом, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.