Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.
судей
Сухаревой С.И.
Кудасовой Т.А.
при секретаре
Юрченко Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу О. на решение суда от 26 марта 2013 года по гражданскому делу N 2-2294/2013 по иску О. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга об обязании засчитать период работы в специальный трудовой стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителя истицы - Самойловой Е.В., действующей на основании доверенности от 19 марта 2013 года сроком на один год, представителя ответчика - Серовой Я.В., действующей на основании доверенности от 16 апреля 2013 года сроком на один год, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
О. обратилась в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в специальный трудовой стаж периоды ее работы: с 15.08.1983 по 31.07.1985 - в должности музыкального воспитателя в яслях-саду N 23, с 01.09.1993 по 27.07.1996, с 24.08.1996 по 25.09.1997 - в должности музыкального воспитателя в детском саду N 23, обязании Управления Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга назначить истцу досрочно трудовую пенсию по старости по правилам п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", начиная со дня обращения с соответствующим заявлением - 13.11.2012, ссылаясь в обоснование иска на то обстоятельство, что ей было неправомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального трудового стажа.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 марта 2013 года исковые требования О. были удовлетворены частично с обязанием Управления Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга включить О. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периодов работы: с 15.08.1983 по 31.07.1985 - в должности музыкального воспитателя в яслях-саду N 23, с 01.09.1993 по 27.07.1996, с 24.08.1996 по 25.08.1997 - в должности музыкального воспитателя в детском саду N 23, с обязанием Управления Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга назначить О. досрочно трудовую пенсию по старости по правилам п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", начиная со дня вступления решения суда законную силу.
В апелляционной жалобе О. просит отменить решение в части обязания назначить досрочно трудовую пенсию по старости, начиная со дня вступления решения суда законную силу как незаконное, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит обязать ответчика назначить трудовую пенсию с даты обращения в пенсионный орган.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, находит решение суда подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга от 10.12.2012 N 874-3/497 О. было отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального трудового стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, который на дату обращения составляет 15 лет 11 месяцев 14 дней.
В специальный стаж не были включены периоды: с 15.08.1983 по 31.07.1985 - в должности музыкального воспитателя в яслях-саду N 23, с 01.09.1993 по 27.07.1996, с 24.08.1996 по 25.08.1997 - в должности музыкального воспитателя в детском саду N 23, в связи с тем, что должность "музыкальный воспитатель" не предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей.
В соответствии с п. 19 п. 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии со Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 должность музыкального воспитателя не указана в Списках, в Списках указана должность "музыкального руководителя".
Согласно пункту 2 постановления Правительства от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" обязанность по установлению тождества профессий, должностей и организаций возложена на Министерство труда и социального развития РФ.
Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 N 39 было установлено тождество наименований должностей музыкального работника и музыкального руководителя. Тождество в отношении должности музыкального воспитателя не устанавливалось.
В трудовой книжке О. указано, что она работала в должности музыкального воспитателя с 15.08.1983 по 31.07.1985 - в яслях-саду N 23, с 01.09.1993 по 27.07.1996, с 24.08.1996 по 25.08.1997 - в детском саду N 23.
Согласно письму отдела образования Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 02.05.2012 N 0346 различия в функциональных обязанностях музыкального воспитателя и музыкального руководителя отсутствуют.
На основании приказа министра просвещения СССР от 31.12.1971 N 103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений, в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы 17.05.1960 N 662 было утверждено Разъяснение "О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельскогохозяйства"), согласно которому пенсии следует назначать в детских садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам) как руководителям-воспитателям и воспитателям.
В спорные периоды работы должность О. была ошибочно названа "музыкальный воспитатель" вместо "музыкальный руководитель", так как такая должность не была предусмотрена Типовыми штатами.
Для подтверждения стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N173-Ф3, периоды работы до 01.11.1999 засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 (где должность музыкального руководителя не предусмотрена).
Однако согласно части 2 пункта 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет ... ", правила, утвержденные пунктом 1 этого постановления, по желанию гражданина могут применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999.
Судом первой инстанции были установлены основания для назначения пенсии О.
В силу ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В апелляционной жалобе О. указывает на неправомерность решения суда в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения с заявлением о ее назначении 13 ноября 2012 года.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно ст. 19 приведенного Федерального закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Когда указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В том случае, когда гражданину было отказано в назначении льготной пенсии, но впоследствии решением суда будет установлен факт его работы с вредными или тяжелыми условиями труда, право на льготную пенсию суд должен признать с момента первоначального обращения за назначением пенсии в пенсионные органы, поскольку факт работы с вредными или тяжелыми условиями труда в должностях, предусмотренных Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, установлен решением суда, имеющим обязательную силу, подтверждающим наличие основания для начисления пенсии в момент обращения за ее назначением и не нуждающимся в подтверждении какими-либо дополнительными документами.
Такой вывод следует из содержания ст. 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение.
Следовательно, досрочная пенсия по старости согласно подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна быть назначена не с момента повторного обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении указанной пенсии после вступления в законную силу решения, устанавливающего факт работы на соответствующих должностях, а с момента первого обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Данное толкование соответствует ст. 19 этого Федерального закона и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
Учитывая указанное, трудовая пенсия О. подлежит назначению с момента обращения истицы в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 13 ноября 2012 года.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 марта 2013 года отменить в части.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга назначить О. досрочно трудовую пенсию по старости с 13 ноября 2012 года.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.