Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мариной И.Л.
судей Стешовиковой И.Г. и Сопраньковой Т.Г.
при секретаре Панченко Д.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 июля 2013 гражданское дело N 2-990/13 по апелляционной жалобе Д.В.А. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2013 по иску Д.В.А. к ОАО " " ... " о возмещении ущерба, взыскании убытков, неустойки и штрафа.
Заслушав доклад судьи Мариной И.Л., выслушав объяснения истца Д.В.А. и представителя ответчика - Л.А.В.., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20.03.2013 отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Д.В.А. к ОАО " " ... "
В апелляционной жалобе Д.В.А. просит отменить решение районного суда и принять новое решение.
В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие третьего лица индивидуального предпринимателя К.Е.А.., надлежащим образом извещенного о дне судебного заседания и не сообщившего о причинах неявки.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В ходе судебного разбирательства установлено, что "дата" между истцом и ответчиком был заключен договор N ... , по условиям которого ОАО " ... " обязалось организовать транспортно-экспедиционные услуги по перевозке автомашины марки " ... " принадлежащей Д.В.А.., из " ... " в порт " ... " посредством железнодорожного и морского транспорта, а Д.В.А ... обязался оплатить ОАО " " ... " услуги в размере " ... "
В соответствии с заказом N ... в перечень транспортно-экспедиционных услуг вошли: наложение ЗПУ на контейнеры при обеспечении погрузки силами грузоотправителей; обеспечение грузоотправителей ЗПУ "Клещ-60СЦ", проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов со станциями, портами, пристанями, за проведение погрузочно-разгрузочных работ, складских и иных работ, оформление документов за грузоотправителя; использование контейнерной площадки для перегруза груза на станции отправления; крепление груза в контейнере.
Непосредственно перевозка груза осуществлялась железнодорожным транспортом (ОАО " " ... "") до города " ... ", и морским транспортом - до порта " ... ", что подтверждается накладной N N ... " ... " (прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение).
Так же судом установлено, что "дата" между ОАО " " ... "" и индивидуальным предпринимателем К.Е.А. был заключен договор N ... на выполнение работ с грузом, по условиям которого индивидуальный предприниматель К.Е.А. обязался выполнять по заявкам ОАО " ... " операции с грузом на станции " ... ", в частности, осуществлять раскрепление в контейнере автомобиля, загрузку и выгрузку на территории станции, крепление в контейнере автомобиля, ограждение дверного проема. Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что исполнитель несет ответственность за ущерб, причиненный грузу, контейнерам и иному имуществу заказчика и/или третьих лиц, причиненный при выполнении работ по договору.
Из представленного истцом акта экспертизы N ... , выполненного " ... " "дата", следует, что автомашина истца перевозилась в механическом контейнере N ... ; при осмотре экспертом контейнера пломба на дверях контейнера отсутствовала; автомобиль был закреплен в контейнере с помощью двух пар растяжек; при осмотре было установлено, что повреждены увязочные устройства, расположенные у торцевой стены контейнера (отломан 1 конец металлических петель), в результате чего передняя пара растяжек не закреплена на контейнере, задние колеса автомобиля переехали через поперечный брусок и автомобиль уперся задней частью в двери контейнера.
В акте так же указано, что крепление автомобиля в контейнере было осуществлено с нарушением требований пункта 7.2 "Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах", утвержденных МПС России 27.05.2007 за N ЦМ-943, поскольку отсутствовали два продольных бруска и закрепляемые на них 4 бруска длиной не менее 300 мм; отсутствовали 2 упорных бруска, умещаемых у торцевой стенки и дверей контейнера. Недостаточное крепление автомобиля в процессе транспортировки вызвало его смещение в контейнере и обрыв растяжек торцевой части контейнера.
Статьей 801 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно статьи 7 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Правоотношения сторон регулируются также Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111.
Статья 73 Правил предусматривает, что ущерб, причиненный при перевозке багажа, грузобагажа, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) багажа, грузобагажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа, грузобагажа - в размере его стоимости.
Согласно статье 77 Правил предъявление и рассмотрение претензий в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, а также в случае просрочки доставки груза осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов.
Статьей 36 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик (в данном случае по поручению перевозчика ОАО "РЖД" - ОАО " ... "") обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Грузополучатель может отказаться от принятия грузов в тех случаях, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению.
Перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза в случае прибытия груза в неисправном контейнере (статья 41 Устава).
В случае если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.
При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза (статья 42 Устава).
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческий акт составляется для удостоверения в случае повреждения (порчи) груза, багажа, грузобагажа и возможных причин такого повреждения.
Коммерческий акт составляется в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящей статье сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток с момента выдачи грузов, багажа, грузобагажа или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю, пассажиру, получателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток со дня получения заявления.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" предусмотрено, что в случаях обнаружения течи, порчи или подмочки груза, происшедших по причине технической неисправности вагона, контейнера, кроме коммерческого акта, составляется акт о техническом состоянии вагона, контейнера.
Акт о техническом состоянии вагона, контейнера составляется перевозчиком не менее чем в двух экземплярах.
Первый экземпляр акта о техническом состоянии вагона, контейнера прилагается к первому экземпляру коммерческого акта; второй экземпляр - остается в делах перевозчика (пункт 4.1).
Акт о техническом состоянии вагона, контейнера должен составляться в день обнаружения неисправности вагона, контейнера, либо не позднее дня составления коммерческого акта (пункт 4.2).
Согласно статье 162 Федерального закона "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" в случае, если до выдачи груза или во время выдачи груза получатель в письменной форме не сделал заявление перевозчику об утрате или о повреждении груза и не указал общий характер утраты или повреждения груза, считается, что груз получен в соответствии с условиями коносамента при отсутствии доказательств об ином. При этом утрата или повреждение груза могут быть установлены при обычном способе его приема, заявление перевозчику может быть сделано в течение трех дней после выдачи груза.
Суд первой инстанции, учитывая указанные положения нормативных актов, оценивая представленные доказательства в соответствие с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств совершения ответчиком виновных действий, которые причинили ущерб имуществу истца.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в нарушении статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлены коммерческий акт, подписанный, в том числе, представителем перевозчика, а так же доказательства обращения к морскому перевозчику в связи с обнаружением повреждений груза.
Кроме того, сторонами по делу был подписан акт об оказанных услугах по договору N ... от "дата" за период с "дата" по "дата", согласно которому истцу были оказаны услуги РЖД на сумму " ... ", терминальное обслуживание - " ... "; каких-либо замечаний либо претензий при подписании данного акта истцом указано не было.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.