Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Селезневой Е.Н. и Бакуменко Т.Н.
при секретаре
Осетровой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июля 2013 года апелляционную жалобу центральной жилищной комиссии ФСО России на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2013 года по гражданскому делу N 2-757/13 по заявлению Ефимова А. В. о признании незаконным решения центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения заявителя Ефимова А.В., представителя заявителя - адвоката Яковлева В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2013 года признано незаконным решение Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны РФ от "дата" о снятии Ефимова А. В. с учета нуждающихся в жилых помещениях. На ФСО РФ возложена обязанность восстановить Ефимова А.В. на учете нуждающихся в жилом помещении.
В апелляционной жалобе Центральная жилищная комиссия Федеральной службы охраны РФ просит отменить решение суда, как незаконное.
Представители заинтересованных лиц центральной жилищной комиссии ФСО, ФСО РФ, жилищной комиссии Академии ФСО РФ в Орле в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявление, суд установил, что Ефимов А.В. проходил военную службу по контакту в Юр.Л1 в г. " ... ", в связи с чем в " ... " году был принят на учет нуждающихся в жилых помещениям по месту прохождения службы.
В " ... " году заявитель был уволен с военной службы без обеспечения жилым помещением. При этом согласно решению жилищной комиссии войсковой части N ... от "дата" в связи с досрочным увольнением в запас по состоянию здоровья и отсутствием в ВИПС свободной жилой площади заявитель оставлен в общей очереди на получение жилья.
Из материалов дела следует, что заявитель с "дата" зарегистрирован по месту жительства в " ... " в общежитие по адресу: "адрес", на основании внутреннего ордера Юр.Л2. В этом же общежитии зарегистрированы его " ... " и " ... ".
"дата" жилищная комиссии Академии ФСО в Орле приняла решение о том, чтобы ходатайствовать перед Центральной жилищной комиссией ФСО РФ о снятии Ефимова А.В. с членами семьи с учета лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях в Академии ФСО России, по основанию предусмотренному ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении Жилищного кодекса РФ". Из представленного в суд отзыва на заявление следует, что фактическим основанием для принятия решения послужило то, что заявитель длительный период (с " ... " по " ... " годы) не представлял в жилищную комиссию сведения для перерегистрации в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, а также, что в связи с изменением места жительства отпали основания для обеспечения заявителя жилым помещением по договору социально найма по месту прохождения военной службы в г. " ... ".
"дата" решением Центральной жилищной комиссии ФСО РФ, оформленным протоколом N ... , заявитель с членами семьи снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с непредставлением обновленных документов в жилищную комиссию в период с " ... " по " ... " годы, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, п. 11 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО РФ, утвержденным приказом Федеральной службы охраны РФ от 13.11.2002 N 362, пунктом 5 Положения о жилищных комиссия федеральных органов государственной охраны. В возражениях на заявление ЦЖК поддерживает основания для снятия заявителя с учета, изложенные в отзыве жилищной комиссии Академии ФСО.
Полагая, незаконным решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, Ефимов А.В. обратился в суд с заявлением, ссылаясь на то, что до настоящего времени его жилищные условия не изменились, поэтому оснований для принятия такого решения у жилищной комиссии не было. Жилое помещение ему, как военнослужащему, уволенному из Вооруженных Сил, не было предоставлено.
Удовлетворяя заявление Ефимова А.В., суд пришел к выводу о том, что поскольку из материалов учетного дела заявителя нельзя прийти к выводу об изменении его жилищных условий, то заинтересованным лицом неправомерно принято решение о том, что заявитель с членами семьи подлежит снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия, полагает решение суда, постановленным в противоречии с представленными при разрешении заявления доказательствами и при неправильном применении норм материального права.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на период увольнения заявителя) военнослужащим при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пункт 13 этой же статьи предусматривал, что военнослужащие, увольняемые с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
Пункт 14 статьи предусматривал, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Согласно п. 1 ст. 23 того же закона "военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона".
Таким образом, на дату увольнения заявителя с военной службы он мог быть уволен с военной службы без предоставления жилого помещения только с его согласия. При этом обязанность по обеспечению жилым помещением заявителя после его увольнения лежала на органах местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что заявителю в связи увольнением с военной службы не было предоставлено жилого помещения. С увольнением с военной службы заявитель был согласен. Обязанность по предоставлению заявителю жилого помещения по месту прохождения им службы приняла на себя войсковая часть по последнему месту службы заявителя ( " ... " - Юр.Л1). Материалы дела не содержат доказательств постановки заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления.
13 ноября 2002 года Приказом Федеральной службы охраны РФ N 362 была утверждена Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Федеральной службе охраны РФ. Указанная инструкция определяет порядок ведения в ФСО России учета военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и гражданского персонала ФСО, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения жилых помещений, а также принятия решений по жилищным вопросам. Согласно пункту 2 Инструкции в целях решения жилищно-бытовых вопросов сотрудников Федеральной службы охраны создаются Центральная жилищная комиссия (далее ЦКЖ ФСО) и жилищные комиссии структурных подразделений ФСО России.
Согласно пункту 11 Инструкции при изменении жилищных условий лица, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны в месячный срок письменно известить об этом жилищную комиссию с приложением необходимых документов.
Пунктом 12 Инструкции предусмотрено, что снятие с учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или подачи личного заявления о снятии с учета, производится решением ЦЖК ФСО России. О принятом решении сотрудники и граждане, уволенные с военной службы или прекратившие трудовые отношения с ФСО России, письменно информируются жилищными комиссиями.
Таким образом, указанная Инструкция регулирует правоотношения, связанные с организацией учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников, проходящих военную службу.
Приказом Директора Федеральной службы охраны РФ от 14.06.2010 N 307 утверждено Положение о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны. Пунктом 5 указанного Положения определены полномочия Центральной жилищной комиссии ФСО РФ, к которым, в том числе, относятся рассмотрение ходатайств и предложений жилищных комиссий подразделений, принятие решение по вопросам снятия сотрудников с учета нуждающихся в жилых помещениях по ходатайству жилищных комиссий подразделений, рассмотрение иных вопросов.
Таким образом, ЦЖК ФСО приняла решение о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях в пределах своей компетенции.
Обосновывая свое решение о снятии заявителя с учета, нуждающихся в жилых помещениях, заинтересованное лицо ссылалось на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ ("Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма"). При этом из возражений представителя заинтересованного лица следует, что основанием для снятия заявителя с учета послужили основания, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ: "граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование."
Согласно пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Пункт 2 этой же статьи предусматривает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Статья 56 ЖК РФ регулирует отношения по снятию граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предусматривает следующее:
"1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов Ф. значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет."
Также судебная коллегия полагает, что при разрешении спора следует учитывать положения постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", которым утверждены соответствующие Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы.
Согласно подпункту "в" пункта 26 Правил снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выезд на другое постоянное место жительства является основанием для снятия военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, действовавшее и действующее жилищное законодательство предусматривает снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в связи с переменой ими места жительства.
Поскольку из материалов дела следует, что заявитель изменил свое постоянное место жительства, с " ... " года зарегистрирован по месту жительства в " ... ", то судебная коллегия полагает правомерным относительно вышеприведенных положений законодательства решение комиссии о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В удовлетворении заявления надлежит отказать по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2013 года отменить.
Отказать Ефимову А. В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны РФ от "дата" в части снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.