Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Селезневой Е.Н. и Бакуменко Т.Н.
при секретаре
Осетровой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июля 2013 года апелляционную жалобу Барденкова В. С. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 02 апреля 2013 года по гражданскому делу N 2-933/13 по заявлению Барденкова В. С. о признании незаконным распоряжения администрации города Выборга Ленинградской области от "дата".
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя заявителя - Ломкова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 02 апреля 2013 года Барденкову В.С. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным распоряжения администрации г. Выборга Ленинградской области от "дата" N ... о снятии его и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по избранному при увольнении с военной службы месту жительства и обязании восстановить его и членов семьи на указанном учете.
В апелляционной жалобе Барденков В.С. просит отменить указанное решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Заявитель Барденков В.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, доверил представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя.
Представители заинтересованных лиц администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Правительства Ленинградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела посредством факсимильной связи, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных заинтересованных лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Разрешая заявление, суд установил, что Барденкову B.C. в период прохождения военной службы была предоставлена " ... " квартира (общей площадью " ... ", жилой площадью " ... ".) N ... в доме " ... " по " ... " в " ... ".
В указанной квартире совместно с Барденковым B.C. с "дата" зарегистрированы и проживают: Б.Г.Г. - " ... ", Б.К.В. - " ... ", с "дата" Б.В.В. - " ... ".
На основании договора N ... передачи квартиры в собственность граждан от "дата" собственниками квартиры " ... " в доме " ... " по " ... " в " ... " по " ... " доли каждый являются Б.Г.Г. , Б.К.В. , Б.В.В. , право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке "дата" (свидетельство о государственной регистрации права Серии " ... " N ... ).
Приказом Министра обороны Союза ССР N ... от "дата" Барденков В.С. уволен с военной службы по возрасту, в соответствии с приказом N ... от "дата" с "дата" заявитель исключен из списков личного состава воинской части, а также снят со всех видов обеспечения и направлен на учет в " ... " ОГВК Ленинградской области.
На основании решения администрации Выборгского района Ленинградской области N ... от "дата" Барденков B.C. в составе семьи из " ... " человек поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
"дата" рабочей группой, созданной при Правительстве Ленинградской области, была проведена проверка учетного дела Барденкова B.C., в результате которой было выявлено, что Барденков B.C. обеспечен жилым помещением по установленным нормам предоставления. С учетом указанного, "дата" рабочей группой было принято решение об отказе в предоставлении жилого помещения Барденкову B.C. в связи с неправомерным принятием на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также - было рекомендовано снять семью Барденкова B.C. с учета в качестве нуждающихся.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2012 года Барденкову B.C. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным приведенного решения рабочей группы от "дата".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 мая 2012 года решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Барденкова B.C. - без удовлетворения.
Распоряжением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N ... от "дата" на основании пункта 9 Постановления Правительства Ленинградской области "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" от 17 августа 2011 года N 258 Барденков B.C. снят с учета военнослужащих, уволенных с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения и обеспечение жилыми помещениями.
Полагая незаконным указанное распоряжение администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Барденков B.C. ссылался на то, что после увольнения с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой более " ... " лет, до настоящего времени не был обеспечен жилым помещением на территории РФ, в том числе по избранному после увольнения месту жительства - в г. Выборге Ленинградской области, в соответствии с нормами предоставления жилых помещений, то есть - жилой площадью не более " ... ".
Отказывая в удовлетворении заявления, суд, учитывая вступившее в законную силу решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2012 года, пришел к выводу о том, что, поскольку Барденков B.C. в соответствии с нормами предоставления обеспечен жилым помещением по адресу: "адрес", которое после увольнения с военной службы не было сдано заявителем, при этом должных мер к сдаче указанного жилого помещения со стороны заявителя также не совершено, то в данном случае не имеется оснований для повторного обеспечения Барденкова B.C. жилым помещением на безвозмездной основе в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". На основании изложенного, суд не нашел оснований для удовлетворения заявления Барденкова B.C. о признании незаконным оспариваемого распоряжения администрации г. Выборга Ленинградской области от "дата" N ... о снятии заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по избранному при увольнении месту жительства.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований части 1 статьи 15, пункта 2.1 статьи 15, пункта 14 статьи 15, части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, исходя из анализа приведенных положений закона, которые подлежат применению в их системном единстве, следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставление жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
При таком положении, в случае, если военнослужащий распорядился полученным в период прохождения военной службы по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", а последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно только на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего.
Поскольку материалами дела в совокупности подтверждается и сторонами не оспаривается, что Барденков В.С. в период прохождения военной службы был обеспечен по установленным нормам жилым помещением по адресу: "адрес", указанное жилое помещение было передано в собственность Б.Г.Г. , Б.К.В. , Б.В.В. на основании договора передачи в собственность от "дата", при этом Барденков В.С. добровольно отказался от реализации права на участие в приватизации данного жилого помещения, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что Барденков В.С. распорядился по своему усмотрению предоставленным ему в период прохождения военной службы жилым помещением и не принял должных мер к выделению причитающейся ему доли жилого помещения и сдаче ее соответственно в установленном законом порядке в целях последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Барденков В.С. реализовал гарантированное ему, как военнослужащему, право на обеспечение жилым помещением, судебная коллегия полагает, что оснований для повторного обеспечения заявителя жилым помещением на безвозмездной основе в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, не имеется, а потому оспариваемое распоряжение администрации г. Выборга Ленинградской области от 18 сентября 2012 года N 410-р о снятии заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений является законным.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обстоятельства правомерности принятия в " ... " году администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга Барденкова В.С. и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также последующего отказа в предоставлении жилого помещения по решению рабочей группой, созданной при Правительстве Ленинградской области, от "дата", были уже предметом исследования и оценки вступивших в законную силу судебных постановлений, в результате чего, как решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2012 года, так и определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 мая 2012 года, было установлено отсутствие у Барденкова В.С. оснований для обеспечения жилым помещением в г. Выборге Ленинградской области.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал Барденкову В.С. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы Барденкова В.С. о том, что ему на состав семьи из " ... " человек с учетом права на дополнительную площадь должно было быть предоставлено жилое помещение общей площадью не более " ... ", а потому, учитывая занимаемое жилое помещение общей площадью " ... ", заявитель имеет право на обеспечение жилым помещением общей площадью не более " ... ", не могут являться основанием для отмены постановленного решения, поскольку право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ Барденковым В.С. было реализовано, а действующее законодательство предусматривает обязанность государства по предоставлению жилого помещения военнослужащим либо лицам, уволенным с военной службой по избранному месту жительства, один раз за все время прохождения военной службы.
При этом судебная коллегия учитывает, что на момент принятия Барденкова В.С. и членов его семьи на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании решения Выборгского городского совета народных депутатов Ленинградской области от 20 сентября 1990 года действовал Жилищный кодекс РСФСР.
Согласно пункту 1 статьи 29 Жилищный кодекс РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 15.1 решения Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 23 ноября 1987 года N 481/10 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области" нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, постоянно проживающие и имеющие постоянную прописку в данном населенном пункте, городе, районе Ленинградской области, занимающие жилую площадь 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь.
В силу пункта 15.7 указанного решения Исполнительного комитета нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались также военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы, прослужившие на действительной военной службе не менее 20 календарных лет, лица офицерского состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов с предоставлением жилищных льгот, установленных законодательством, утратившие жилую площадь в Ленинградской области в связи с призывом в Советскую Армию и прибывшие в область в соответствии с правилами прописки.
Ни по одному из указанных оснований, как обоснованно было установлено в признанном правомерным решении рабочей группы, созданной при Правительстве Ленинградской области, от "дата", Барденков В.С. не мог быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, поскольку был обеспечен по норме предоставления, установленной в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Оснований для обеспечения Барденкова В.С. и членом его семьи жилым помещением с учетом нормы предоставления жилой площади, которая установлена законом в настоящее время, в данном случае не имеется, в связи с отсутствие на данный момент у заявителя права на обеспечение жилой площадью.
Иные доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании и применении норм права, регулирующих спорные правоотношения сторон, по существу сводятся к несогласию заявителя с постановленным решением по тем основаниям, которые были подробно изложены и оценены, как судом первой инстанции, так и судебной коллегией при рассмотрении данного дела в порядке апелляционного производства.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 02 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.