Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Чукреевой Л.А.
судей областного суда Моисеевой Л. А., Пшиготского А.И.
при секретаре Петроченко В.А.
рассмотрела в судебном заседании 11 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Рапацевич А.В. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 26 июня 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Рапацевич А. В. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рапацевич А.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития " ... " о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию, указав, что " ... " ответчиком было незаконно отказано ей в этом. Полагает, что на основании части 10, 11 статьи 3 Федерального закона от " ... " N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" она как вдова инвалида Великой отечественной войны, достигшая возраста 50 лет, имеет право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч. 13 данного закона. Указала, что её статус как супруги инвалида, умершего вследствие военной травмы, подтверждается справкой, выданной " ... " отделом социальной защиты населения по Советскому административному округу " ... ".
Истец Рапацевич А.В. в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель истца Кадабцов В.В. исковые требования поддержал. Указал, что супруг истицы - Рапацевич Н. Н. умер " ... ", полагает, что причиной этому была инвалидность вследствие военной травмы. Полагает, что на основании косвенных доказательств о наличии у Рапацевича Н.Н. контузий и заболеваний, полученных при участии в боевых действиях во время Великой Отечественной Войны, можно сделать вывод о том, что он может быть признан инвалидом войны. При этом указал, что при жизни Рапацевич не обращался в специальные органы для установления инвалидности. " ... "; Представитель ответчика Министерства труда и социального развития " ... " Терехова Н.Ю. исковые требования не признала. Пояснила, что ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлен исчерпывающий перечень документов для назначения ежемесячной выплаты. В представленных документах, не содержится информации о том, что Рапацевич Н.Н. проходил освидетельствование для установления инвалидности, что установленная Рапацевич Н.Н. инвалидность является следствием ранений, полученных в период прохождения службы в составе действующей армии. Представитель ответчика казённого учреждения " ... " "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Резонтова Т.Ю. иск не признала, указала, что истцу для исковые требования не признала. Пояснила, что ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлен исчерпывающий перечень документов для назначения ежемесячной выплаты. В представленных документах, не содержится информации о том, что Рапацевич Н.Н. проходил освидетельствование для установления инвалидности, что установленная Рапацевич Н.Н. инвалидность является следствием ранений, полученных в период прохождения службы в составе действующей армии.
Представитель ответчика казённого учреждения " ... " "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Резонтова Т.Ю. иск не признала, указала, что истцу для получения ежемесячной компенсационной выплаты необходимо подтвердить статус инвалидности умершего мужа вследствие военной травмы.
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Рапацевич А.В. просила решение суда отменить. Указала, что самостоятельно найти необходимые документы она не смогла, при этом считает, что суд незаконно отказал в направлении запросов в организации для получения доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Рапацевич А. В., её представителя Кадабцова В. В., поддержавших доводы жалобы, представителей ответчиков - министерства труда и социального развития " ... " Володеву Г. Х., казённого учреждения " ... " "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" - Донову А. А., просивших отказать в её удовлетворении, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии со статьей 3271 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений, которые в силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Из материалов дела следует, что истец Рапацевич А.В. с " ... " состояла в браке с Рапацевичем Н.Н., который умер " ... " от несчастного случая вне производства.
Статьей 3 Федерального закона от " ... " N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", предметом которого является денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, вступившего в силу с 01.01.2012, установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы) (ч. 9).
Каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида) (ч. 10).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности является, в том числе супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) " ... " - инвалиду I группы; 2) " ... " - инвалиду II группы; 3) " ... " - инвалиду III группы (ч. 13). Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 17).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от " ... " N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ.
Положения указанных Правил устанавливают, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается: а) военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы (далее - инвалиды); б) членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи) (п. 2).
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ (п. 3).
Положения п. 4 Правил устанавливают перечень документов, наличие которых необходимо для назначения ежемесячной денежной компенсации, в том числе копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы.
Согласно п. 4 Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, утв. Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 5 декабря 1942 года N 1936, порядок проведения врачебно-трудовой экспертизы раненых бойцов и командиров, находящихся на излечении в госпиталях, устанавливался Главным Военно-Санитарным Управлением Красной Армии, Наркомздравом СССР и Наркомсобесом РСФСР.
П. 17 данного Положения устанавливал, что переосвидетельствование инвалидов 1-й группы производится один раз в год, а инвалидов 2-й и 3-й групп - один раз в 6 месяцев, возможности бессрочного установления инвалидности Положение не предусматривало.
С 1 ноября 1948 года было введено в действие новое Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР 05 ноября 1948 года N 4149. В нем установлена та же периодичность переосвидетельствования инвалидов, при этом предусмотрено, что инвалидам-мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам-слепым, инвалидам с ампутацией или стойкими параличами двух конечностей и инвалидам III группы, имеющим необратимые тяжелые ампутационные дефекты или стойкие параличи, группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования.
1 - 2 августа 1956 года Минздравом СССР и ВЦСПС был утвержден Перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается ВТЭК без указания срока переосвидетельствования.
Согласно VI разделу Перечня группа инвалидности устанавливается бессрочно: инвалидам-мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам, у которых срок переосвидетельствования наступает после достижения мужчинами 60 лет, женщинами - 55 лет, инвалидам I и II групп, которым за последние 15 лет группа инвалидности не изменялась или устанавливалась более высокая группа инвалидности, мужчинам по достижении 55 лет и женщинам - 50 лет, непрерывно признаваемым последние 5 лет перед достижением этого возраста инвалидами I группы, инвалидам Отечественной войны I и II групп и лицам, получившим инвалидность I или II группы при защите СССР до Отечественной войны, - независимо от возраста и времени наступления инвалидности, инвалидам Отечественной войны III группы и лицам, получившим инвалидность III группы при защите СССР до Отечественной войны, если им в последние 5 лет подряд устанавливалась какая-либо группа инвалидности, инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, у которых срок переосвидетельствования наступает после достижения мужчинами 55 лет, женщинами - 50 лет.
Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 утверждены разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", в том числе участникам Великой Отечественной войны.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, которые определяют условия установления групп инвалидности, установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Такие же положения были предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", действовавшими до 01.03.2006.
Кроме того, пунктом 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Учитывая, что до определенного времени при установлении инвалидности, которая наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, причина инвалидности определялась исходя из норм законодательства, действовавшего на момент освидетельствования, при этом, наравне с действующими нормативными правовыми актами следует руководствоваться Методическими указаниями по определению причин инвалидности, утвержденными приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 25.12.1986 года N 161, а также постановлением Совмина СССР от 05.11.1948 г. N 4149 "Об утверждении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях".
В соответствии с указанными правовыми актами в справках, подтверждающих факт установления инвалидности вследствие военной травмы, могут быть указаны различные причины, например: "увечье, полученное при защите СССР", "заболевание связано с пребыванием на фронте", "ранен при исполнении обязанностей военной службы", "ранен в бою", "заболевание получено при исполнении интернационального долга", "увечье, полученное при исполнении служебных обязанностей".
Обращаясь в суд с настоящим иском, Рапацевич А.В. просила возложить обязанность на Министерство труда и социального развития " ... ", КУ " ... " "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" назначить ежемесячную денежную компенсацию.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку доказательств наличия инвалидности и обращения Рапацевича Н.Н. при жизни в органы медико-социальной экспертизы за установлением инвалидности, в суд не представлено.
Оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым с мнением суда первой инстанции согласиться.
Установлено, что Рапацевичу Н.Н. " ... " выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны (л. д. 19), удостоверение за участие в героической обороне Ленинграда; удостоверение комнач состава запаса РККА, в данных документах не указано о его инвалидности вследствие военной травмы.
Согласно справке, выданной отделом Советского АО Управления МТСР " ... " " ... " Рапацевич А.В. предоставлены льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг. При этом в суде 2 инстанции также обозревалось удостоверение истца, выданное " ... " отделом Советского административного округа управления министерства труда и социального развития " ... ", где указано, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жён погибших военнослужащих. При этом данная форма удостоверения утверждена Постановлением Госкомтруда СССР от " ... " N 345, в документе не предусмотрена возможность каких-либо исправлений его текста, поэтому запись от руки в документе, представленном истицей с указанием иного рукописного текста, не может служить доказательством того, что её муж был инвалидом вследствие военной травмы. Кроме того из ответа органа, выдавшего удостоверение и справку следует, что они были представлены без предъявления подтверждающих первоначальных документов об инвалидности мужа истицы.
Не влекут отмену решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что указанная справка от " ... " неоднократно представлялась истцом для получения иных гарантий, льгот и компенсаций, в том числе в органы Пенсионного фонда РФ, а также о том, что совокупность имеющихся в деле документов свидетельствует об инвалидности супруга истицы вследствие ранения (контузии) на фронте, поскольку такие доводы не опровергают выводы суда о необходимости соблюдения установленного законом порядка установления не только причины, но и самого факта группы инвалидности соответствующей этой причине, а также о необходимости соблюдения порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной с " ... " Федеральным законом от " ... " N 306-ФЗ. По этим причинам не могут служить достоверными доказательствами в обоснование исковых требований и указанное в жалобе удостоверение, выданное Рапацевичу Н. Н. " ... " (л. д. 20-21), а аткже архивная справка Министерства обороны СССР от " ... " (л. д. 15) так как они не подтверждают факт его инвалидности вследствие военной травмы.
Из полученных по запросу суда ответов из ГУ УПФ РФ в ЛАО " ... ", ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по " ... "" следует отсутствие информация об установлении инвалидности Рапацевичу Н.Н.
Иных допустимых и бесспорных документов, подтверждающих наличие у Рапацевича Н.Н. статуса инвалида, равно как и его обращение при жизни в органы медико-социальной экспертизы, не представлено.
Таким образом, при толковании закона, регулирующего правоотношения сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ч. 10 ст. 3 Федерального закона от " ... " N 306-ФЗ, принимается во внимание наличие в документах, подтверждающих факт установления инвалидности военнослужащего, указания на то, что причиной инвалидности явились ранение (контузия, увечье) или заболевание, полученных при прохождении службы в период Великой Отечественной войны.
Доводы апелляционной жалобы о прохождении Рапацевичем Н. Н. освидетельствования военно-врачебной комиссией, не подкреплены надлежащими и достаточными доказательствами, поэтому не являются основанием для отмены постановленного судебного акта.
Ссылка в жалобе на необоснованный отказ суда в истребовании необходимых документов, подтверждающих обоснованность исковых требований, также не может быть принята во внимание, поскольку согласно ст. 57 ГПК РФ суд по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств, однако отсутствие возможности получения указанных доказательств самостоятельно истцом, суду не представлено. Истица не представила доказательств того, что она самостоятельно либо её представитель по доверенности не могли запросить документы, которые, по её мнению, могут подтвердить инвалидность её супруга вследствие военной травмы, при этом сторона истца не отрицала, что при жизни Рапацевич Н. Н. никогда не устанавливал инвалидность.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства; установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения, поскольку изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иное толкование норм материального права, подлежащего применению к возникшим между сторонами спорным правоотношениям, а также на переоценку собранных по делу доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для иной оценки обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, коллегия судей не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы об обратном являются субъективным мнением истца на то, как должен быть разрешен спор по существу; направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке; правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.