Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Чукреевой Н. В.,
судей областного суда Пшиготского А.И., Магденко И.Ю.
при секретаре Петроченко В.А.
Рассмотрела в судебном заседании 4 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 26 июня 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора " ... "
" ... "
" ... "".
Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился с иском в интересах Чипизубовой Н.К. к администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, указав, что медицинскому работнику Чипизубовой Н.К. незаконно не предоставлялись социальные гарантии в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Просил признать незаконным бездействие администрации Русско-Полянского района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Чипизубовой Н.К. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать администрацию Русско-Полянского района Омской области предоставить меры социальной поддержки Чипизубовой Н.К. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, за период с 2009 - 2011 г.
В судебном заседании помощник прокурора Русско-Полянского района Волкова И.Ю. исковые требования поддержал. Иные лица в суд не явились.
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Детцель А.А. просил решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает, что решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения не отнесено. Указывает на отсутствие финансирования для осуществления полномочий по социальной поддержке медицинских работников. Полагает, что пока соответствующие государственные полномочия не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законодательстве порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства финансов " ... " Гигилева Е.А. просила решение суда отменить.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Липинскую Е.Г., просившую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N5487-1 действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Статьей 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан установлены меры социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 36 названного Кодекса право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области (далее - работники).
Согласно п. 2 ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан работникам и неработающим пенсионерам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1)компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);
1.1) компенсация расходов на оплату отопления:
- при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг;
- при отсутствии приборов учета - расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг.
Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);
В силу п.3 ст.36 названного Кодекса работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, установлен в статье 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан.
Согласно п.п.3, 4 ст.37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Действие статьи 37 Кодекса приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года, с 1 января по 31 декабря 2010 года и с 1 января по 31 декабря 2011 года соответственно Законами Омской области 24.11.2008 N1093-ОЗ, 29.12.2009 N1219-ОЗ и 09.12.2010 N1313-ОЗ.
Проанализировав приведенные положения закона, суд пришел к верному выводу о наличии у органов местного самоуправления обязанности установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, и проживающих в сельской местности. При этом средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Приостановление действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, в том числе работников муниципальных учреждений здравоохранения, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.
Определением Верховного Суда РФ от 28.10.2009 N50-Г09-20 постановлено решение, которым отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года N1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год" (в ред. от 01 июня 2009 года) признаны противоречащими федеральному законодательству со дня вступления решения в законную силу.
При этом Верховный Суд РФ в своем определении указал, что приостановление подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Закона N1093-03 с 1 января по 31 декабря 2009 года действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан нельзя признать правильным. Анализ действующего законодательства, в т.ч. часть 5 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N122-ФЗ по существу устанавливает не право, а обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. Ссылка на отсутствие в Омской области необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав граждан.
Судом установлено, что Чипизубова Н.К. работает в должности медицинской сестры участкового врача терапевта в МУЗ "Русско-Полянская ЦРБ" " (в настоящее время БУЗОО "Руско-Полянская ЦРБ"), проживает по адресу: " ... ".
Обращаясь в суд с иском, прокурор Русско-Полянского района Омской области указал, что Администрация Русско-Полянского района Омской области, не предоставляющая установленные ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан меры социальной поддержки, нарушает положения закона, в связи с чем, просил предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику Чипизубовой Н.К. за период с 2009-2011 г.
Учитывая, что в ходе разбирательства было установлено наличие у истца гарантированного федеральным законодательством и ст. 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты отопления и освещения жилого помещения как работнику медицинского учреждения, расположенного в сельской местности, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Ссылка в жалобе на отсутствие в Русско-Полянском муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 года N12-П и от 15.05.2006 года N5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с представлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Довод заявителя об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района также основан на ошибочном толковании закона.
Оценка доказательств произведена судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Материалы дела исследованы полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.