Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Кутыревой О.М., Старостиной Г.Г.,
при секретаре Макаровой Н.В.,
с участием прокурора Биенко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска Яковлева К.А. на решение Кировского районного суда г. Омска от 18 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Кировского административного округа г. Омска удовлетворить в части.
Обязать Администрацию города Омска устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения бюджетного образовательного учреждения г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N33" средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета, установленного Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года N 993.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского административного округа г. Омска обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к бюджетному общеобразовательному учреждению г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 33" (далее - БОУ "СОШ N 33"), департаменту образования Администрации города Омска, Администрации г.Омска о понуждении устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения средствами индивидуальной защиты.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Кировского административного округа г. Омска совместно со специалистами отдела надзорной деятельности КАО г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне. В результате выявлены нарушения федерального законодательства в деятельности БОУ "СОШ N 33": установлено, что в образовательном учреждении отсутствует необходимое количество средств индивидуальной защиты (противогазов), всего необходимо 44, имеется только 4.
Согласно уставу БОУ "СОШ N 33" учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице департамента образования Администрации г. Омска.
Просил обязать БОУ "СОШ N 33", департамент образования Администрации города Омска, Администрацию г.Омска устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения БОУ "СОШ N 33" средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета, установленного Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года N 993.
Представитель БОУ "СОШ N 33" Миронова Н.Д., действующая на основании приказа, в судебном заседании требования не признала, пояснила, что школа не обладает денежными средствами для приобретения достаточного количества противогазов, учредителем указанные расходы не финансируются.
Представитель Администрации г. Омска Жмотов В.А., действующий по доверенности, с заявленными требованиями не согласился, подержал доводы, изложенные в письменном отзыве, указал, что истцом не указаны основания проведения проверки юридического лица - образовательного учреждения, по результатам которой выявлено нарушение законодательства. Указал, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку функции по обеспечению деятельности образовательных учреждений возложено на департамент образования Администрации г. Омска. Последний также является учредителем школы.
Представитель департамента образования Администрации г. Омска Худякова А.И., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований, указала, что на департамент возложены функции по обеспечению образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях, но не по соблюдению требований законодательства о гражданской обороне.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Омской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Яковлев К.А. просит отменить решение, отказать в удовлетворении требований к Администрации г. Омска. Указывает, что Администрация г. Омска не является учредителем БОУ "СОШ N 33", не несет субсидиарную ответственность по его обязательствам и не обязана осуществлять мероприятия по обеспечению учреждений материально-техническими средствами. Считает, что Администрации г. Омска не несет обязанности по обеспечению противогазами бюджетных учреждений, а реализация вопросов местного значения осуществляется структурными подразделениями Администрации г. Омска. Указывает в качестве надлежащих ответчиков департамент образования Администрации г. Омска, а также БОУ "СОШ N 33". Ссылается на противоречия в федеральном законодательстве, в связи с наличием которых необходимо было руководствоваться федеральными законами, не предусматривающими обязанности органов местного самоуправления по обеспечению бюджетных учреждений средствами индивидуальной защиты.
В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора Кировского административного округа г. Омска Лазарчук А.В. выражает согласие с постановленным по делу решением.
Заслушав представителя БОУ "СОШ N 33" Жигалкину Т.С,. представителя ГУ МЧС РФ по омской области Каргаполова С.В., прокурора Биенко Н.В., согласившихся с решением суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации г.Омска, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Как установлено судом, в результате проведенной прокуратурой Кировского административного округа г. Омска совместно со специалистами отдела надзорной деятельности КАО г. Омска УНД ГУ МЧС России по Омской области проверки соблюдения требований законодательства о гражданской обороне БОУ "СОШ N 33", установлено, что в образовательном учреждении отсутствует необходимое количество средств индивидуальной защиты (противогазов).
Рассматривая требования прокурора об устранении нарушения законодательства о гражданской обороне, суд возложил обязанность обеспечить средствами индивидуальной защиты образовательное учреждение на Администрацию г. Омска. Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Наличие нарушений законодательства в области гражданской обороны сторонами не оспаривалось.
В силу п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 года N 993 (далее - Положение об организации обеспечения населениями средствами индивидуальной защиты), органы местного самоуправления обеспечивают средствами индивидуальной защиты работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии со ст. 8 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 года N 92, в структуру органов местного самоуправления в г. Омске входят Омский городской Совет, Мэр города Омска, Администрация города Омска, Контрольно-счетная палата город Омска.
Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления выступает Администрация г. Омска. По смыслу пп.2 п. 1 ст. 22 Устава г. Омска именно Администрация г. Омска создает муниципальные учреждения.
Согласно п. 1.3 Устава БОУ "СОШ N 33" учредителем является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно возложил обязанность по обеспечению работников БОУ "СОШ N 33" средствами индивидуальной защиты на Администрацию г. Омска. Коллегия находит постановленное по делу решение суда законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права и не подлежащим отмене.
По изложенным выше мотивам доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком, отклоняются как несостоятельные.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Яковлев К.А. указывает на отсутствие среди полномочий Администрации г. Омска, установленных ст. 22 Устава города Омска, обязанности по обеспечению бюджетных учреждения противогазами.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 22 Устава города Омска Администрация г. Омска осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами, если они не отнесены к компетенции других органов местного самоуправления города Омска.
К компетенции иных органов местного самоуправления исполнение функции по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников муниципальных учреждений не отнесено, а такое полномочие предусмотрено федеральным законодательством для органов местного самоуправления.
Таким образом, соответствующие указания Яковлева К.А. основаны на неправильном толковании правовых норм.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что соответствующая обязанность должна быть возложена на департамент образования Администрации г. Омска, поскольку такая функция вытекает из положений муниципальных правовых актов, а также за департаментом закреплены полномочия по материально-техническому обеспечению образовательных учреждений, несостоятельны.
На основании п.1 Положения о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года N 413, департамент образования Администрации города Омска (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Анализ указанного Положения позволяет сделать вывод об отсутствии у департамента образования Администрации г. Омска полномочий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, департамент образования является структурным подразделением Администрации г. Омска, не признается самостоятельным органом местного самоуправления. Вместе с тем обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты возлагается на орган местного самоуправления. Таким органом является Администрация г. Омска в целом. При этом в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, посредством деятельности которых реализуются полномочия исполнительно-распорядительного органа.
Утверждения жалобы представителя Администрации г.Омска Яковлева К.А. о необоснованном исключении из числа лиц, обязанных осуществить приобретение средств индивидуальной защиты БОУ "СОШ N 33" отклоняются как противоречащие нормам федерального законодательства. Суд первой инстанции обоснованно применил п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, в котором соответствующая обязанность возлагается именно на орган местного самоуправления, создающий учреждение.
Доводы жалобы о том, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, в связи с чем отсутствуют законные основания для привлечения органа местного самоуправления в качестве ответчика, не имеют правового значения для дела. Положения федерального законодательства в области гражданской обороны, устанавливающие права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и определяющие необходимые для проведения мероприятия, не влияют на гражданско-правовые отношения между ответчиками.
Суждения подателя жалобы об отсутствия у органа местного самоуправления обязанности по фактическому осуществлению мероприятий по обеспечению учреждений материально-техническими средствами (противогазами) также не состоятельны. Отношения по финансированию деятельности подведомственных учреждений предполагают полномочия собственника, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации, и не связаны с обязательствами органов местного самоуправления по исполнению требований федерального законодательства.
Ссылки на противоречия в законодательстве Российской Федерации и на необходимость руководствоваться федеральными законами, не предусматривающими обязанности органов местного самоуправления по обеспечению бюджетных учреждений средствами индивидуальной защиты, не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств
На основании ст. 13 указанного закона в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
Таким федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с абз. 13 пп. 2 п. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, утверждение положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты относится к компетенции МЧС России. Указанный федеральный орган во исполнение закрепленного за ним полномочия издал приказ от 21 декабря 2005 года N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", которым соответствующее положение было утверждено.
Данный акт зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 19 января 2006 года N 7384, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 06.02.2006. N 6.
В связи с этим, Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты принято уполномоченным органом, в соответствии с установленным порядком и подлежит применению.
Указанный пункт Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты оспорен не был, доказательств признания данной нормы недействующей и не подлежащей применению сторона ответчика не представила.
Коллизии в данном случае судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, при этом, судом правильно применены нормы материального и процессуального права. Апелляционная жалоба подлежит отклонению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Омска от 18 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Омска Яковлева К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.