Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Светенко Е.С.
судей областного суда Моисеевой Л.А., Пшиготского А.И.
при секретаре Холявкиной Я.А.
рассмотрела в судебном заседании 18 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе главы Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области Певень П.Н. на решение Шербакульского районного суда Омской области от 27 июня 2013 года, которым постановлено:
"Удовлетворить частично исковые требования Куревич " ... "
" ... "
" ... "
" ... "".
Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куревич В.М. и Куревич Н.А. обратились в суд с иском к администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района " ... " о предоставлении жилого помещения, указав, что дом N 9 по " ... " в р. " ... ", в котором они проживают, признан ветхим и непригодным для проживания.
В последующем Куревич В.М. и Куревич Н.А. уточнили исковые требования, просили признать незаконным бездействие администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области по постановке на учет и предоставить истцам жилое помещение не менее 41,9 кв.м.
Администрация Шербакульского муниципального района Омской области обратилась со встречными исковыми требованиями, в котором просит признать постановку Куревича В.М. от 08.10.2010 года на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконной, поскольку он не признан малоимущим, намерено ухудшил свои жилищные условия.
В судебном заседании истцы Куревич Н.А., Куревич В.М., их представитель Харламова Л.А. иск поддержали, встречный иск не признали. Пояснили, что жилой дом N9 по ул. Южная, приобрели на имеющиеся материальные средства.
Представитель администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области - Альбарханов Р.Д., представитель соответчика администрации Шербакульского муниципального района Омской области - Мирошник Н.Г. исковые требования не признали, встречный иск поддержали. Указали, что истцы стоят в очереди под номером 39, при этом они намерено ухудшили свои жилищные условия.
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе глава Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области Певень П.Н. просит решение суда отменить. Указал, что Куревич В.М. состоит в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако в установленном законном порядке малоимущим он не признан. Судом при вынесении решения также не учтено, что Куревич Н.А. не является малоимущей и не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика - администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области - Альбарханова Р.Д., представитель администрации Шербакульского муниципального района Омской области - Мирошник Н.Г., поддержавших доводы жалобы, истцов Куревич Н.А., Куревича В.М., их представителя Харламову Л.А., просивших отказать в её удовлетворении, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Нарушений, которые в силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
В соответствии со статьей 3271 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации
В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
По смыслу действующего законодательства для возникновения права на приобретение жилого помещения муниципального жилищного фонда на условиях социального найма необходимо наличие двух условий: нуждаемость в жилом помещении, а также признание лица, претендующего на такое жилое помещение, малоимущим.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживании и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Поскольку действующим законодательством на государство возложена обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или иных жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, а законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, то нуждающимся может быть признан как наниматель, так и собственник помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Куревич Н.А. и Куревич В.М. проживают и зарегистрированы с 12 декабря 2006 года в доме N9 по " ... " в р. " ... ", принадлежащем на праве собственности Куревич Н.А.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 26.11.2012 года, назначенной постановлением главы Шербакульского муниципального района N345-п от 22.11.2011 года, указанный дом признан непригодным для постоянного проживания в связи с ветхостью конструкции жилого дома.
С 28 ноября 2012 года Куревич В.М. состоит на учете в списке на внеочередное улучшение жилищных условий в связи с признанием жилого по помещения непригодным для проживания. Согласно списка N3, Куревич В.М. указан в списке под номером 39.
Из содержания справки N686 от 05.06.2013 года следует, что семья Куревич Н.А. и Куревич В.М. признана малоимущей семьей с 28.10.2009 года.
Обращаясь с исковыми требованиями, истцы указали на необходимость предоставления им для проживания вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поскольку жилое помещение, в котором они проживают, признано непригодным для проживания.
Указывая на несогласие с исковыми требованиями, администрация Шербакульского муниципального района Омской области обратилась со встречными исковыми требованиями о признании незаконной постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Куревич В.М., поскольку в установленном жилищным законодательством порядке таким не признан.
Разрешая спор и частично удовлетворяя первоначальные исковые требования, и, отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о наличии оснований для предоставления Куревич Н.А., Куревичу В.М. вне очереди жилого помещения общей площадью не менее 36 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и иным требованиям законодательства.
Судебная коллегия полагает, что основания не согласиться с указанными выводами суда отсутствуют, поскольку они основаны на материалах и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Выражая несогласие с постановленным судебным актом, податель жалобы указал на отсутствие оснований для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма, в силу отсутствия в установленном законом порядке признания граждан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.
Судебная коллегия полагает указанные доводы апелляционной жалобы, основанными на неправильном толковании норм жилищного права, поскольку Куревич В.М. и Куревич Н.А. признаны малоимущими, Куревич В.М. в установленном порядке включен в список лиц, обладающих правом на внеочередное обеспечение жилым помещением в силу непригодности занимаемого им жилого помещения. При этом ответчик в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств того, что Куревич В. М. был ими поставлен на учет без надлежащей процедуры признания его малоимущим.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Проживание граждан в непригодном для проживания жилье и непредставление истцам жилого помещения непригодного для проживания нарушает их жилищные права, что недопустимо в силу вышеприведенных норм Конституции Российской Федерации.
Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года, решение указанных вопросов возложено на межведомственную комиссию, создаваемую в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в названном Положении требованиям.
По этим причинам встречный иск обоснованно не подлежал удовлетворению, так как администрация муниципального района не наделена полномочиями по постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения не учтено отсутствие оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма Куревич Н.А., поскольку она в установленном порядке не признана малоимущей, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, судебная коллегия полагает неубедительными, в силу следующего.
В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи относятся супруг, родители и дети, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, и другие родственники и иные лица.
Согласно ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Судебная коллегия полагает, что материалами дела достоверно установлено, что истцы являются членами одной семьи и проживают в спорном доме вместе, как одна семья признаны малоимущими с 28.10.2009 года.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Таким образом, судебная коллегия отмечает, что являясь членами одной семьи, истцы, безусловно, имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, исходя из предусмотренной законом учётной нормы.
Правом на внеочередное предоставление жилых помещений обладают все граждане, чьи помещения признаны непригодными для проживания, без привязки к правовому основанию проживания в жилом помещении (право собственности ли это, или договор социального найма). Указанное позволяет утверждать, что собственник, чье помещение признано непригодным, и он сам может быть отнесен к категории малоимущих и нуждающихся лиц, имеет право претендовать на получение жилого помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Поскольку по данному делу с иском обратились сами граждане о предоставлении жилого помещения ввиду непригодности жилого помещения для проживания, непригодность подтверждена соответствующим заключением компетентных органов, суд обоснованно мотивировал свои выводы относительно применения норм статьи 57 ЖК РФ.
Предоставление жилья в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, таким образом, право истцов на предоставление им жилого помещения в силу части 2 статьи 57 ЖК РФ, то есть вне очереди, является обоснованным.
Однако, ч. 2 ст.57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Из приобщенных к материалам дела копий паспортов Куревич Н.А. и Куревича В.М. следует, что истцы зарегистрированы по адресу: " ... " р. " ... ", с " ... ".
Таким образом, поскольку проживание истцов по указанному адресу составляет более пяти лет, факт признания непригодным для проживания спорного дома установлен только в 2012 году, информации о принадлежности других жилых помещений истцам, в материалы дела не представлено, судебная коллегия полагает необоснованными доводы апелляционной жалобы о намеренном приобретении истцами жилья непригодного для проживания.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании ее авторами норм материального права, направлены на переоценку доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, а потому оснований для отмены решения суда, по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шербакульского районного суда Омской области от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.