Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска по делу N 2-365/12
(Извлечение)
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Никитиной О.В.
с участием прокурора Размочкиной З.Н.
при секретаре Медведевой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ленинского района г. Магнитогорска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим противоречащий федеральному законодательству п. 4 Положения о земельных отношениях в г. Магнитогорске, утвержденного решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 26.12.2007года N 181 в части принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в пользу гражданина, подавшего заявление ранее других заявителей, при поступлении в отношении одного и того же земельного участка более одного заявления, мотивируя требования тем, что установление в Положении указанного условия не обеспечивает принципов справедливости, прозрачности, состязательности процедур составления земельных участков гражданам и прямо противоречит ст.ст. 1, 34 Земельного Кодекса РФ.
В судебном заседании прокурор Ленинского района г. Магнитогорска поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Магнитогорского городского собрания депутатов Кузьменкова Л.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, считает нормативный правовой акт, принятый решением Магнитогорского городского собрания депутатов Дата N не противоречащим действующему законодательству и не нарушающим права неопределенного круга лиц.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Магнитогорска Сбродова О.И., действующая по доверенности от Дата , в судебном заседании требования не признала, считает нормативный правовой акт, принятый решением Магнитогорского городского собрания депутатов 26.12.2007 года N 181, не противоречащим действующему законодательству и не нарушающим права неопределенного круга лиц.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
26.12.2007 года решением Магнитогорского городского Собрания депутатов N 181 утверждено Положение о земельных отношениях в г. Магнитогорске.
Указанный акт опубликован в газете "Магнитогорский рабочий" N 10 от 23.01.2008 года.
В последующем в Положение вносились изменения решениями Магнитогорского городского собрания депутатов от 25.02.2009 года N 23, от 29.04.2009 года N 74.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что регистрацию заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, в установленном порядке ведет администрация города. Рассмотрению подлежат все поступившие в администрацию города заявления. В случае, если в отношении одного и того же земельного участка поступило более одного заявления, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается в пользу гражданина, подавшего заявление ранее других заявителей, если иное не установлено законом или Положением.
Пункт 6 Положения определяет критерии предоставления испрашиваемого земельного участка, которыми являются:
1) соответствие цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне,
2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется постановлением администрации города.
При этом, в соответствии с п. 8 Положения Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается Администрацией города в недельный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 6 настоящего положения.
Предоставление земельных участков в собственность гражданам для целей, не связанных со строительством, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Челябинской области.
Решение Магнитогорского Собрания депутатов от 26.12.2007 года опубликовано в газете "Магнитогорский рабочий" от 23.101.2008 года N 10
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор наделен правом обращения в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц. В силу ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону в части.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон 131-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона 131-ФЗ подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом, в силу ч. 4 ст. 7 Закона 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения городского округа в соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на издание муниципальных правовых актов (ч. 1 ст. 17 Закона 131-ФЗ).
В соответствии со ст. 78 Закона 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организациях местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ относится резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Исходя из анализа текста Решения Собрания депутатов от 26.12.2007 N 181 оспариваемое в части решение подпадает под признаки нормативного правового акта, поскольку оно устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, имеет сферу действия в границах всего муниципального образования - Магнитогорский городской округ.
В ведении Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ находятся, в т.ч.: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление правовых основ единого рынка; гражданское законодательство.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в т.ч.: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; земельное законодательство (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского кодекса РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Статья 1 Земельного кодекса РФ предусматривает основные принципы земельного законодательства.
В силу части 1 указанной статьи Земельного кодекса РФ Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на следующих принципах: сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Исходя из положений ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
При этом, исходя из ч. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (ч. 1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2).
Статья 34 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Так, в силу ч. 1 указанной статьи Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
А в силу ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Исходя из положений ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (ч. 6 ст. 34 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
При этом, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч. 2 ст. 15 ЗК РФ).
В силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Закон 137-ФЗ) Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Закон Челябинской области от 28 августа 2003 года N 171-ЗО "О земельных отношениях" (далее - Закон области) регулирует отношения по использованию и охране земель на территории Челябинской области (ч. 1 ст. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона области земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Земельные участки могут предоставляться в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с письменным заявлением о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов (ч. 2 ст. 13 Закона области).
В силу ч. 3 ст. 13 Закона области решение о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам принимается органом исполнительной власти Челябинской области или органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные федеральным законодательством, со дня поступления заявления и необходимых документов.
Предоставление земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, и в соответствии с правилами землепользования и застройки поселений, городских округов, утвержденных органами местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, органом местного самоуправления в рамках выполнения полномочий, установленных ст. 34 Земельного кодекса РФ принят акт - Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, в который в последующем внесены изменения.
Абзацем 3 п. 11 Главы 3 "Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" установлено, что в случае, если в отношении одного и того же земельного участка поступило более одного заявления, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается в пользу заявителя, подавшего заявление ранее других заявителей, если иное не установлено законом или положением.
По мнению суда, установление в Положении условия о том, что решение о предоставлении земельного участка, в случае, если на него поступило более одного заявления, принимается в пользу заявителя, подавшего его ранее остальных, оценивается как предоставление преимущества (приоритета) отдельному заявителю, что не обеспечивает принципов справедливости, прозрачности, состязательности процедур предоставления земельных участков юридическим лицам и прямо противоречит ст.ст. 1, 34 Земельного кодекса РФ, которые устанавливают, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан.
Ссылка Собрания депутатов, Администрации округа, Учреждения на Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), положения которого якобы устанавливают преимущества заявителя, подавшего свою заявку ранее других лиц, не может быть принята во внимание исходя из следующего.
Статья 13 Закона о приватизации определяет способы приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ч. 1 указанной статьи Закона используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
На аукционе в силу ч. 1 ст. 18 Закона о приватизации продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников (ч. 2 ст. 18).
Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения в соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о приватизации осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Статья 24 Закона о приватизации предусматривает порядок продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены.
Исходя из положений ч. 1 ст. 24 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
В силу ч. 4 ст. 24 Закона о приватизации в случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.
В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.
Иных норм, предусматривающих преимущество заявителя, подавшего свою заявку ранее других, указанный Закон не содержит.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что применение указанного правила возможно только в определенном исключительном случае: когда продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась, то есть организатором были использованы все иные способы приватизации, а следовательно, соблюдены основные принципы: признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Оспариваемый в части в рамках настоящего дела нормативный акт таких положений не содержит, следовательно, нельзя говорить об установлении схемы, аналогичной установленной федеральным законодателем.
Статья 38 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах)
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Подпункт 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусматривает, что проведение работ по формированию земельного участка включает: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с ч. 2 ст. 38 ЗК РФ в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка в силу ч. 3 ст. 38 ЗК РФ определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
При этом, исходя из положений ч. 4 ст. 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В рассматриваемой ситуации, орган местного самоуправления также вправе провести торги, определив их форму, тем самым, обеспечив равный доступ всех лиц к участию в процедуре предоставления земельных участков, что соответствует общим принципам земельного законодательства.
Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в соответствии со ст. 1 определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статья 15 Закона о защите конкуренции также устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Так, в силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции устанавливает, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Исходя из положений ст. 249 Процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что орган, принявший оспариваемый в части акт не доказал соответствие оспариваемого акта федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Те обстоятельства, что данный правовой акт применяется, заинтересованными лицами не оспаривается.
Следовательно, оспариваемый акт нарушает права неопределенного круга лиц на равный доступ к приобретению и осуществлению прав на землю, предусмотренные ст. 15 ЗК РФ, ст. 264 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 Конституции РФ, права на справедливое, открытое и прозрачное предоставление земельных участков, предусмотренное ст. 34 ЗК РФ.
Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый акт может быть признан недействующим, имеется: он не соответствует ст.ст. 1, 34 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные заявителя, требования последнего исходя из положений ст. ст. 254-250 ГПК РФ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198,252,253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия абзац третий пункта 4 Положения о земельных отношениях в г. Магнитогорске в редакции решений Магнитогорского городского Собрания депутатов от 25.02.2009 года N 23 и от 29.04.2009 года N 74.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Магнитогорский рабочий" после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Челябинский областной суд со дня изготовления решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.