Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска по делу N 2-533/12
(Извлечение)
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Никитиной О.В.
с участием прокурора Размочкиной З.Н.
при секретаре Медведевой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ленинского района г. Магнитогорска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим противоречащий федеральному законодательству п. 1.4, 2.4, 5.3, 6.3 Приложения N 1 к постановлению администрации г. Магнитогорска от 30.11.2011 года N 14129-П не соответствующими действующему законодательству в части установления размера платы за техническое обслуживание и ремонт лифтов, мотивируя требования тем, что плата за техническое обслуживание и ремонт лифтов в данном постановлении установлена в размере, превышающем размер платы, согласованный с ГК ЕТО Челябинской области.
В судебном заседании прокурор Ленинского района г. Магнитогорска поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо Администрации г. Магнитогорска надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился. Направил в суд возражения.
Заслушав объяснения прокурора, изучив представленные в материалы дела письменные доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства.
30.11.20011 года администрацией г. Магнитогорска вынесено постановление N 14129-П "Об установлении платы за жилое помещение", вступившее в силу с 1.01.2012 года, которым установлена плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилого фонда; собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Указанный акт опубликован в газете "Магнитогорский рабочий" N 223 от 1.12.2011 года.
Постановление является нормативным правовым актом, поскольку издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые акты, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных правоотношений.
В соответствии с Приложением N 1 к постановлению администрации города от 30.11.2011 года N 14129-П плата за жилое помещение включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также в зависимости от типа дома - плату за содержание и ремонт мусоропроводов, техническое обслуживание и ремонт лифтов и т.д., размер платы для населения в месяц установлен на 2012 год по периодам действия, в том числе с 01.01.2012 по 30.06.2012, с 01.07.2012 по 31.08.2012, с 01.09.2012 по 31.12.2012 г.
Согласно ч. 2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за жилое помещение определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
Статьей 1 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей основные начала жилищного законодательства, закреплено положение, согласно которого жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 2 Приложения к Постановлению Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 17.11.2011 г. N 39/44 "О согласовании для жителей Магнитогорского городского округа платы за жилое помещение", принятого на основании постановления Губернатора Челябинской области от 1 сентября 2004 года N477 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", Соглашения о взаимодействии по вопросам тарифной политики, заключенного между ГК "ЕТО Челябинской области" и регулирующим органом муниципального образования "Магнитогорский городской округ" от 5 июля 2006 года,согласована плата за техническое обслуживание и ремонт лифтов в размере:
с 01.01.2012 г. - 3,47 руб./кв. метр общей площади жилого помещения в месяц,
с 01.07.2012 г. - 3,68 руб./кв. метр общей площади жилого помещения в месяц,
с 01.09.2012 г.- 3,84 руб./кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.
В нарушение указанных требований, согласно п.п. 1.4, 2.4, 5.3, 6.3 Приложения N1 к постановлению администрации города от 30.11.2011 г. N 14129-П, плата за техническое обслуживание и ремонт лифтов установлена в размере, превышающим размер платы, согласованный с ГК ЕТО Челябинской области:
с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. - 4,34 руб./кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.
с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. ?- 4, 60 руб./кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. -- 4.81 руб./кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.
Таким образом, отдельные пункты данного Приложения N1, а именно: пункты 1.4, 2.4, 5.3, 6.3 Приложения N1 к постановлению администрации города Магнитогорска от 30.11.2011 N14129-П не соответствуют действующему законодательству в части установления размера платы за техническое обслуживание и ремонт лифтов.
Протест прокуратуры от 10.01.2012 на пункты 1.4, 2.4, 5.3, 6.3 Приложения N1 к постановлению от 30.11.2011 N14129-П оставлен администрацией города без удовлетворения.
Как следует из ответа администрации города от 26.01.2012 NОДП 54/0260 на протест, причиной завышения размера платы за техническое гюслуживание и ремонт лифтов является освобождение от этой платы жителей первых и вторых этажей многоквартирных домов, которые в 2011 году не оплачивали техническое обслуживание и ремонт лифтов, и установление для них платы за техническое состояние и ремонт лифтов в 2012году привело бы к значительному увеличению платы за жилое помещение с 01.01.2012г. Администрация города, признавая действие ст.39 Жилищного кодекса РФ, в то же время считает наиболее справедливым, в нарушение указанной нормы, освободить жителей первых и вторых этажей от платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилых домах, оборудованных лифтом, а также за техническое обслуживание и ремонт лифтов.
Указанные доводы и доводы, изложенные в возражениях на иск, не состоятельны, не основаны на законе, т.к. в нарушение требований жилищного и гражданского законодательства администрация города, освобождая от части оплаты за жилье жителей первых и вторых этажей жилых домов, оборудованных лифтом, их обязанности незаконно возлагает на жильцов вышерасположенных этажей жилых домов, путем завышения размера платы за техническое обслуживание и ремонт лифтов по сравнению с размером платы, согласованным ГК ЕТО Челябинской области.
Согласно ст. 290 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 36,39 Жилищного Кодекса РФ лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме,входят в состав общего имущества в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества, при этом доля обязательных расходов определяется долей собственника в праве собственности на общее имущество в доме. Обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе лифтов, возлагается на всех без исключения собственников и нанимателей жилых помещений. Федеральным законом предусмотрен единственный вариант распределения расходов по содержанию имущества - пропорционально площади занимаемого жилого помещения.
Орган местного самоуправления, освободив от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в жилых домах, оборудованных лифтом, собственников жилья, проживающих на 1-2 этажах, изменилустановленный федеральным жилищным законодательством порядок расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, превысив свою компетенцию и выйдя за пределы вопросов местного значения, определенных ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В результате установления завышенного размера платы,установленного пунктами 1.4, 2.4, 5.3, 6.3 приложения N1 кпостановлению главы города N 14129-П от 30.11.2011г. "Об установлении платы за жилое помещение" нарушены права и интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц - собственников жилыхпомещений, не проживающих на 1-2 этажах многоквартирных жилых домов.
В соответствии со ст.7 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции
Российской Федерации, федеральному законодательству, иным
нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ -прокурор наделен правом обращения в суд в интересах Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц. Согласно ст.251 ГПК РФ прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или частично.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии со ст. 78 Закона 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Исходя из анализа текста постановление N 14129-П "Об установлении платы за жилое помещение", оспариваемое в части постановление подпадает под признаки нормативного правового акта, поскольку оно устанавливает правила оплаты, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, имеет сферу действия в границах всего муниципального образования - Магнитогорский городской округ.
По мнению суда, установление в приложении размеры платы за техническое обслуживание, и ремонт лифтов в размере, превышающем размер платы, согласованный с ГК ЕТО Челябинской области, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих выше второго этажа в многоквартирных домах. Освобождение жителей первого и второго этажа от оплаты за техническое обслуживание и ремонт лифтов не являются наиболее справедливым и правильным, поскольку в соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ лифты, лифтовые и иные шахты, механическое оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из вышеуказанных норм Жилищного кодекса РФ следует, что обязанность по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, в том числе и лифтов, возлагается на всех нанимателей жилых помещений в этом доме, независимо от того, на каком этаже проживает наниматель жилого помещения.
Содержание и ремонт лифта оплачиваются в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. Такая плата устанавливается собранием на 1 кв. м одинаковой для всех собственников жилых и нежилых помещений.
Исходя из положений ст. 249 Процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что орган, принявший оспариваемый в части акт не доказал соответствие оспариваемого акта федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Те обстоятельства, что данный правовой акт применяется, заинтересованными лицами не оспаривается.
Следовательно, оспариваемый акт нарушает права неопределенного круга лиц на равную оплату за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из размера жилого помещения, предусмотренные ст. 156 ЖК РФ.
Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый акт может быть признан недействующим, имеется: он не соответствует 156 ЖК РФ и нарушает права и законные неопределенного круга лиц, требования прокурора исходя из положений ст. ст. 254-250 ГПК РФ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198,252,253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия пункты 1.4, 2.4, 5.3, 6.3 приложения N1 кпостановлению главы города N 14129-П от 30.11.2011г. "Об установлении платы за жилое помещение".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Магнитогорский рабочий" после вступления решения в законную силу.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.