Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 16 августа 2013 г. по делу N 33А-316/2013
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей - Ушаковой М.В. и Ракова А.В., при секретаре Иванове И.О., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 17 мая 2013 года, которым удовлетворено исковое заявление Сероклин Е. Г. к ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы _ МЧС России" и Центру пенсионного обслуживания Главного управления МВД России _ (далее по тексту, соответственно, ФГКУ и ЦПО) о включении в льготном исчислении в расчет выслуги лет для назначения пенсии периодов нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком.
Заслушав доклад судьи Ракова А.В., выступление представителя ответчика Пигорева О.И. в поддержку доводов апелляционной жалобы и мнение заместителя начальника отдела военной прокуратуры РВСН полковника юстиции Ямщикова С.Г., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Капитан внутренней службы Сероклин, приказом начальника ФГКУ от 20 декабря 2012 года _ (по личному составу) уволенная с Государственной противопожарной службы МЧС России по выслуге, дающей право на пенсию, на основании п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, обратилась в суд с иском, в котором, после уточнения своих требований, просила обязать ФГКУ включить в льготном исчислении (из расчета один месяц за два месяца службы) в расчет выслуги лет для назначения ей пенсии период ее нахождения с 5 августа 2001 года по 20 апреля 2004 года в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет, а ЦПО - согласовать этот расчет.
Суд первой инстанции иск Сероклин удовлетворил.
Не соглашаясь с таким судебным постановлением, представитель ЦПО Пигорев подал на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения и принятии нового - об отказе в удовлетворении требований иска Сероклин.
В обоснование жалобы Пигорев, ссылаясь на различные нормативные правовые акты и судебную практику Московского городского суда, давая им и оспариваемому судебному решению свой анализ и комментарий, приводит следующие доводы.
По мнению представителя ответчика, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, установив факты нахождения Сероклин с 5 августа 2001 года по 20 апреля 2004 года в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет, суд необоснованно удовлетворил ее требования.
По убеждению автора жалобы, поскольку в указанное время свои служебные обязанности Сероклин непосредственно не исполняла, то правовых оснований для включения этого периода в льготном исчислении в расчет выслуги лет истца для назначения пенсии не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика Пигорев поданную апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям поддержал.
Выслушав выступления участников процесса и рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По делу установлено и сторонами не оспаривается, что в период с 2 декабря 1999 года по 23 октября 2007 года Сероклин на различных должностях проходила службу в органах внутренних дел - в УВД МВД России на комплексе " _", после чего по собственному желанию была уволена со службы на основании п. "а" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции".
При этом в период с 5 августа 2001 года по 20 апреля 2004 года она находилась в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет.
В последующем с 30 января 2008 года по 20 декабря 2012 года Сероклин проходила службу в обозначенном ФГКУ на комплексе " _", откуда была уволена по вышеуказанному основанию.
При исчислении выслуги лет для назначения пенсии указанный период нахождения Сероклин в отпусках по уходу за ребенком кадровыми органами ФГКУ и ЦПО был учтен в календарном исчислении, с чем истец не согласна.
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия специальной нормы, регулирующей льготный порядок исчисления сотрудникам органов внутренних дел на комплексе " _" периодов их нахождения в отпусках по уходу за ребенком для зачета в выслугу лет для назначения пенсии, и пришел к выводу, что в соответствии с действующим законодательством у ответчиков не было препятствий для включения спорного периода службы Сероклин в районе с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями в ее стаж в льготном исчислении.
Между тем такое применение и толкование закона является ошибочным.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Закрепляя право на социальное обеспечение, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах, Конституция РФ вместе с тем не предусматривает условия и порядок предоставления пенсий и других видов обеспечения, отнеся эти вопросы на решение законодателю.
Соответственно, определение механизма реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя, который, предусматривая в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе устанавливать как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц, включая установление для некоторых категорий граждан, в том числе государственных служащих, разного рода льготных условий реализации пенсионных прав в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, исходя из специфики такой службы и особого правового статуса этих лиц, осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту Закон).
В соответствии с п. "а" ст. 13 Закона, право на пенсию за выслугу лет имеют определенные лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более на службе в органах внутренних дел.
Согласно ст. 18 Закона, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается, в том числе, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.
Закрепляя право указанных лиц на получение пенсии за выслугу лет при увольнении со службы и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительством РФ 22 сентября 1993 года принято постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Пунктом 1 этого Постановления определено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается служба в милиции (полиции), в органах внутренних дел (полиции) и других учреждениях и формированиях органов внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции).
Согласно подпункту "в" п. 3 указанного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один месяц службы за два месяца в воинских частях, штабах, учреждениях, на предприятиях и в организациях, находящихся на территории Республики Казахстан _ и на космодроме " _", - с 1 января 1995 года.
Такой же порядок зачета выслуги лет для назначения пенсий установлен и постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 года N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме " _" _ и членов их семей", действие которого распространено и на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ст. 45 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с действующим законодательством предоставляются отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми, творческие и в связи с обучением, а также иные установленные действующим законодательством.
Проанализировав вышеизложенные нормы материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что период отпусков по уходу за ребенком подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел только в календарном исчислении, поскольку льготный порядок исчисления этого спорного периода обозначенными специальными правовыми нормами не предусмотрен.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия исходит из того, Закон и постановление Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года устанавливают льготный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лишь для времени прохождения сотрудниками органов внутренних дел непосредственно службы на космодроме " _" _ то есть в особых условиях.
Не предусмотрен льготный порядок исчисления периода нахождения в отпусках по уходу за ребенком и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также и Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 256 ТК РФ, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет.
Однако с принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорный период включен в календарном исчислении в выслугу лет истца для назначения пенсии ответчиками правомерно, а оспариваемое решение суда является необоснованным, поскольку базируется на неправильном применении норм материального права.
Согласно требованиями п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, неправильное применение норм материального права является основанием для отмены в апелляционном порядке состоявшегося судебного решения.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств и оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не имеется, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение, в соответствии с которым отказать Сероклин в удовлетворении указанных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 3271, 328, 329 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 17 мая 2013 года, которым удовлетворено исковое заявление Сероклин Е. Г. к ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы _ МЧС России" и Центру пенсионного обслуживания Главного управления МВД России _ о включении в льготном исчислении в расчет выслуги лет для назначения пенсии периодов нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком, отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Принять по делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении указанного искового заявления Сероклин Е.Г. отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.