Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 28 августа 2013 г. по делу N 33А-336/2013
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего Моши A.М., судей: Пересады А.Н. и Томашевича В.В., при секретаре Санфирове В.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя на решение 101 гарнизонного военного суда от 1 февраля 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части _ старшего сержанта Чемакина Л. А. на действия руководителя Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и начальника _ отдела того же управления ( _ отдел ФГКУ "ЦРУЖО"), связанные с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛА:
решением начальника _ отдела ФГКУ "ЦРУЖО" ( _) от 9 ноября 2012 года _ Чемакину отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения на основании п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, т.е. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Не соглашаясь с таким решением, Чемакин обратился в суд и просил его отменить, обязав названное должностное в установленном порядке устранить допущенное нарушение.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Не соглашаясь с принятым судебным решением, Чемакин подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, после чего принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование своих доводов автор жалобы, давая собственный анализ и комментарий жилищного законодательства, а также судебной практики, утверждает, что предоставление ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства в 1993 году не может являться препятствием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по вновь избранному месту жительства.
Поскольку право собственности на предоставленный земельный участок, по мнению автора жалобы, возникло в 1993 году на основании административного акта органа местного самоуправления в силу п.1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", это обстоятельство, по убеждению Чемакина, свидетельствует о том, что наличие такого земельного участка как основание для снятия его с жилищного учета (п.5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ), может применяться лишь к тем правоотношениям, которые возникли после введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, автор жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что он имел возможность получить от государства безвозмездную финансовую помощь для строительства жилого дома, поскольку каких-либо доказательств по этому вопросу в деле не имеется.
Более того, автор жалобы утверждает, что получение безвозмездной финансовой помощи для строительства жилого дома было связано именно с получением земельного участка.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установил суд первой инстанции, распоряжением Главы администрации _ 1 сентября 1993 года Чемакину проживающему в служебном жилом помещении, был предоставлен земельный участок размером 0,15 га для строительства индивидуального жилого дома в том же населенном пункте.
С 1 июня 2004 года Чемакин заключил первый контракт о прохождении военной службы.
11 декабря 2009 года Чемакин получил свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок, который 16 июля 2012 года продал.
В связи с достижением 9 января 2013 года предельного возраста пребывания на военной службе и наличием более 10 лет выслуги на военной службе, Чемакин в августе 2012 года обратился с заявлением в _ отдел ФГКУ "ЦРУЖО" с просьбой принять его на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку после увольнения с военной службы он избрал место жительства в _ либо в _.
9 ноября 2012 года решением начальника _ отдела ФГКУ "ЦРУЖО" Чемакину отказано в принятии на учет нуждающихся со ссылкой на ст. 52, ч. 1 ст. 54 и п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку Чемакину был предоставлен в установленном порядке от органа местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома.
С учетом этих обстоятельств и со ссылкой на данную норму закона гарнизонный военный суд пришел к выводу о правомерности отказа в принятии на учет Чемакина и в удовлетворении требований о признании незаконным указанного решения должностного лица отказал.
Между тем, такой вывод суда первой инстанции основан на неверном толковании норм материального права.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Чемакин, как заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, обеспечивался на весь срок военной службы служебным жилым помещением.
Как видно из материалов дела, таким жилым помещением он и был обеспечен местной администрацией до поступления на военную службу по контракту.
Указанной нормой закона также установлены способы обеспечения жильем, одним из которых до 1 января 2005 года являлось предоставление военнослужащему средств для покупки (строительства) жилого дома, то есть безвозмездной финансовой помощи.
Кроме того, действовавшая до 1 января 2005 г. редакция ст. 22 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" предоставляла гражданам право на приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства независимо от наличия у них другого жилого помещения, в том числе в других населенных пунктах.
Отказ в принятии на жилищный учет равно как и снятие такого учета военнослужащих-граждан в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до 1 марта 2005 года Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Не содержит такого основания для отказа в принятии на учет как ст. 54 Жилищного кодекса РФ, так и нормы Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 1280.
В этой связи судебная коллегия находит, что вывод суда первой инстанции о признании законным отказа в принятии Чемакина на жилищный учет со ссылкой на ст. 56 Жилищного кодекса РФ является необоснованным.
Более того, судом первой инстанции не учтено и то, что в отношении Чемакина, как военнослужащего, действует специальный порядок решения жилищного вопроса.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года N 778, далее - Правила).
В указанных Правилах урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Этому обстоятельству суд первой инстанции оценки не дал, несмотря на то, что в первоначальном обращении в суд Чемакин указал именно на это основание для признания его нуждающимся в получении жилого помещения.
Кроме того, осталось без внимания суда первой инстанции и то, что в соответствии с п.п. "г" п. 10 вышеуказанных Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, только в случае, если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили на эти цели социальные выплаты от соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Каких-либо иных оснований для отказа в принятии Чемакина и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по делу не имеется.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что гарантировать реализацию права на жилое помещение военнослужащему, имеющему земельный участок для жилищного строительства, может только предоставление ему целевой безвозмездной финансовой помощи из федерального бюджета, которая была предусмотрена Федеральным законом "О статусе военнослужащих" до 1 января 2005 года.
Поэтому военнослужащий не принимается на жилищный учет в случаях получения от государства безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья либо завершения жилищного строительства за счет собственных либо заемных средств.
Поскольку Чемакин безвозмездную финансовую помощь на строительство жилого дома не получал, строительство индивидуального жилого дома не вел, суд первой инстанции сделал неверный вывод о законности решения должностного лица.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что факт оформления правоустанавливающих документов на земельный участок Чемакиным в 2009 году юридического значения по делу не имеет.
В соответствии с п.п. 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены в апелляционном порядке состоявшегося судебного решения.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Решая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины судебная коллегия исходит из положений ст. 329 ч. 4 и 98 ч. 3 ГПК РФ и считает необходимым взыскать с _ отдела ФГКУ "ЦРУЖО" ( _) судебные расходы, связанные с оплатой заявителем государственной пошлины при обращении в суд в размере 200 рублей и при подаче апелляционной жалобы в сумме 100 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-1, 328, 329 и 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение 101 гарнизонного военного суда от 1 февраля 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части _ старшего сержанта Чемакина Л. А. на действия руководителя Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и начальника _ отдела того же управления, связанные с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, - отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования заявителя Чемакина Л.А., связанных с признанием его нуждающимся в жилом помещении, - удовлетворить.
Решение начальника ФГКУ "ЦРУЖО" ( _) от 9 ноября 2012 года _ в отношении Чемакина Л. А. об отказе в принятии его на жилищный учет - отменить.
Обязать начальника _ отдела ФГКУ "ЦРУЖО" ( _) повторно рассмотреть вопрос о принятии Чемакина Л.А. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
Взыскать с _ отдела ФГКУ "ЦРУЖО" ( _) в пользу Чемакина Л.А. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче заявления и при подаче апелляционной жалобы в размере 300 (трехсот) рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.