Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Алешко О.Б., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Центрального района г.Барнаула, апелляционную жалобу представителя ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 июня 2013 года
по делу по иску Непомнящевой Г. Л. к МКУ Управление по делам ГО и ЧС г.Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула, территориальному Управлению микрорайона Затон, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, о признании действий незаконными, возложению обязанности по выплате суммы.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Непомнящева Г.Л. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании действий администрации Центрального района г. Барнаула, Территориального управления микрорайона Затон по отказу во включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона "данные изъяты" в г. Барнауле в апреле-июле 2010 года незаконными, включении в список на получение единовременной материальной помощи и возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что с 1960 года Непомнящева Г.Л. вместе с супругом Н.В.И. проживает по адресу: "адрес". Решением суда от 30.10.2001г. за Н.В.И. признано право собственности на самовольную постройку, размещенную по указанному адресу. Созданная администрацией Центрального района г.Барнаула комиссия по обследованию объектов и жилых домов в поселке "данные изъяты", поврежденных в результате наводнения, составляла акты, а на их основе - списки граждан на получение единовременной материальной помощи. В списки были включены граждане только по постоянной прописке. Многие из числа прописанных и получивших денежную помощь граждан никогда не проживали и не проживают по настоящее время в поселке. Истец считает, что она должна быть включена в списки на получение единовременной материальной помощи как пострадавший в 2010г. от паводка житель мкр. "данные изъяты".
В судебном заседании истец Непомнящева Г.Л. настаивала на удовлетворении заявленных требований, пояснила, что дом по "адрес" в мкр. "данные изъяты" достался ее супругу Н.В.И. по наследству от матери. Он самостоятельно строил дом, когда пришел из армии. В период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ истец проживала с семьей в квартире на "адрес". В ДД.ММ.ГГ умерла мать супруга и он, оформив наследство, зарегистрировался в ее доме в мкр. "данные изъяты" Вместе с супругом она переехала жить в этот дом, где они до сих пор и проживают. В квартире на "адрес" проживает сын, она там зарегистрирована. Во время паводка 2010г. жили с мужем на чердаке дома, вода доходила до окон. Супругу выплатили материальную помощь, ей отказали, потому что не была прописана в доме. Обслуживается в больнице мкр. "данные изъяты".
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 июня 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
Признаны действия администрации Центрального района г.Барнаула об отказе во включении Непомнящевой Г. Л. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона "данные изъяты" в апреле-июне 2010 года незаконными.
Возложена обязанность на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края выплатить Непомнящевой Г. Л. за счет средств бюджета Алтайского края единовременную материальную помощь как лицу, пострадавшему вследствие весенне-летнего паводка 2010 года в микрорайоне "данные изъяты" г.Барнаула Алтайского края, в размере "данные изъяты".
В удовлетворении требований, заявленных к ответчикам к МКУ Управление ГО и ЧС г.Барнаула, территориальному Управлению микрорайона Зато, отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Центрального района г.Барнаула просил решение отменить и принять новое решение. В обоснование доводов указал, что удовлетворяя требование о признании незаконными действия администрации Центрального района об отказе во включении Баранца Р.Д. в списки пострадавших граждан, суд не указал ни одну норму закона, на основании которой был сделан такой вывод. Отказа (ни устно, ни письменно) не было, в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие об обратном, таким образом суд сделал вывод, не подтвержденный никакими обстоятельствами и доказательствами. Кроме того, на администрацию Центрального района г. Барнаула обязанности по формированию списков граждан возложено не было. Суд не правильно определил обстоятельства, которые имеют значение для дела. Поскольку истцом заявлено требование о признании незаконными действий органов местного самоуправления, необходимо применять положения ст. 5 Закона РФ от 27.04.1993 N4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", то есть срок, установленный в три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Истцом не было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, не приведены уважительные причины, никаких действий истцом с октября 2010 года до января 2013 года не предпринималось, что свидетельствует о злоупотреблении истцом своим правом.
В апелляционной жалобе представитель ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просил решение отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований к комитету. В обоснование доводов указал, что не исполнение Непомнящевой Г.Л. своей обязанности по регистрации по месту фактического проживания нарушает закрепленный Конституцией Российской Федерации и гражданским законодательством принцип добросовестности действий со стороны всех участников сложившихся правоотношений, следовательно действия истца должны быть расценены как злоупотребление правом. Список граждан, пострадавших в результате паводка (наводнения) в апреле-июле 2010 года в мкр. "данные изъяты" Центрального района г. Барнаул, на получение единовременной материальной помощи, на утверждение в Администрацию Алтайского края был предоставлен совместно администрацией Центрального района г. Барнаула и муниципальным учреждением "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула". Названный список был составлен на основании актов комиссии по обследованию объектов и жилых домов мкр. "данные изъяты", подвергшихся затоплению, а также справок Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю. Сводный реестр согласовывался с Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю, Сибирским региональным центром МЧС России и утверждался Губернатором Алтайского края. Исходя из вышеизложенного, полагает, что комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике не является участником сложившихся правоотношений по предоставлению гражданам единовременной материальной помощи.
В возражениях на апелляционную жалобу администрации Центрального района г.Барнаула, на апелляционную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края истец Непомнящева Г.Л. просила решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца Непомнящеву Г.Л., возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб, представителя ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края Балаганскую И.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверяя законность судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалоб, судебная коллегия не находит основания для их удовлетворения.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий администрации Центрального района г.Барнаула по невключению Непомнящевой Г.Л. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона Затон в апреле-июле 2010 года, признании за Непомнящевой Г.Л. права на получение единовременной материальной помощи и обязании комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края выплатить Непомнящевой Г.Л. за счет средств бюджета Алтайского края единовременную материальную помощь как лицу, пострадавшему вследствие весенне-летнего паводка 2010 года, "данные изъяты"
В силу ст.18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении".
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт "г" п.9 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью).
В апреле - июле 2010 года на территории Центрального района г.Барнаула в пос. "данные изъяты" сложилась чрезвычайная ситуация (далее ЧС), которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог. Предварительный материальный ущерб составил более 95 млн. рублей.
На основании обращения Губернатора Алтайского края от 04.08.2010 N 2861 на имя председателя Правительства Российской Федерации (далее по тексту - Правительство РФ), Правительством РФ было принято решение о выделении Алтайскому краю бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 298-р).
Списки граждан на получение единовременной материальной помощи пострадавших в результате паводка (наводнения) в апреле - июле 2010 года в микрорайоне "данные изъяты" Центрального района г. Барнаула Алтайского края (далее по тексту - Списки) были подготовлены администрацией Центрального района г.Барнаула в отношении 1095 человек, утверждены 25.10.2010 года.
На основании распоряжения администрации Алтайского края от 18 апреля 2011 года N128 - р администрации г. Барнаула были перечислены денежные средства для оказания материальной помощи пострадавшим. Гражданам, внесенным в указанные списки, была оказана единовременная материальная помощь в размере "данные изъяты" рублей на человека.
Судом установлено, что жилой дом и земельный участок по "адрес" в мкр. "данные изъяты", г. Барнаула принадлежат на праве собственности Н.В.И.., право собственности подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права. Истец Непомнящева Г.Л. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирована по адресу: "адрес". По адресу г. Барнаул, мкр. "адрес" зарегистрирован ее супруг Н.В.И. (с ДД.ММ.ГГ), что подтверждено выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГ.
В апреле - июле 2010 года на территории Центрального района г. Барнаула в пос. "данные изъяты" сложилась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка в апреле-июле 2010 года в мкр. "данные изъяты", утвержденный 25.10.2010г., истец Непомнящева Г.Л. не включена, хотя супруг истца - Н.В.И. включен в список граждан на получение единовременной материальной помощи и ему выплачена материальная помощь.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что юридически значимыми обстоятельствами является установление факта причинения вреда жилому помещению в результате паводка (наводнения) в апреле - июле 2010 года, а также факта постоянного проживания в указанном доме истца. Данные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами, а также свидетельскими показаниями, которым судом дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что истец на момент наводнения в апреле-июле 2010 года фактически проживала вместе с супругом Н.В.И. и проживает в настоящее время в доме по адресу "адрес" в пос. "данные изъяты", признанном пострадавшим в результате наводнения 2010 года, что подтверждается свидетельскими показаниями С., иными доказательствами, подтверждающими фактическое проживание и ведение хозяйства по вышеуказанному адресу.
Установив факт постоянного проживания истца в вышеуказанном доме в п. "данные изъяты" г.Барнаула, а также факт того, что дом пострадал во время паводка в апреле - июле 2010 года в п. "данные изъяты", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом, как за лицом, пострадавшим от весенне-летнего паводка в 2010 году в "данные изъяты", права на получение единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты".
Соглашаясь с указанным выводом, судебная коллегия отмечает, что такого основания для отказа в выплате единовременной материальной помощи, как отсутствие регистрации по месту жительства в пострадавшем от паводка жилом доме ни ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N750 не предусмотрено.
Ссылка в апелляционной жалобе на злоупотребление истцом своим правом на обращение в суд с данным иском, поскольку не исполнена обязанность зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме *** по "адрес", не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку указанное обстоятельство является основанием для привлечения истца к административной ответственности, и не препятствует обращению в суд за защитой нарушенного права на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в апреле-июле 2010 года.
Несостоятельным является довод апелляционной жалобы администрации Центрального района г. Барнаула о том, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 5 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из содержания заявленных требований усматривается, что предметом иска является защита гражданином права на получение социальной выплаты. Срок исковой давности по требованию данного характера в соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации составляет три года и на момент обращения в суд истцом не пропущен.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Обоснованно судом возложена обязанность по выплате единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в этой части судебной коллегией также не принимаются.
Так, в силу ст.29 Закона Алтайского края "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 17.03.1998 N15-ЗС финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством Алтайского края; в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
В постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 N304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в зависимости от характера ЧС разделены на виды, к ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что материальный ущерб от паводка в весенне-летний период 2010 года составил более 95 млн. руб., администрации Алтайского края для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий паводка, произошедшего в апреле-июле 2010 года, выделены из резервного фонда Правительства РФ бюджетные ассигнования в размере 33505,8 тыс. руб., в том числе 10492,7 тыс. руб. на оказание гражданам единовременной материальной помощи и 23013,1 тыс. руб. на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, то суд относит произошедшую в апреле-июле 2010 года чрезвычайную ситуацию к региональной.
Исполнительным органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в бюджетной, налоговой и кредитной сферах, обеспечению сбалансированности бюджета Алтайского края и соблюдению установленных федеральными законами и нормативными актами (п.4.4, 4.3.1, 4.3.18 Положения о комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 15.04.2005 года N219) является Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, который также является главным распорядителем бюджетных средств региона.
Довод жалобы администрации Центрального района г. Барнаула об отсутствии в решении суда нормы закона, на основании которого суд принял решение о признании незаконными действий администрации Центрального района г. Барнаула по невключению истца в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона "данные изъяты" в апреле-июне 2010 года не влияет на законность принятого судом решения. Согласно ст. 32 Закона Алтайского края от 17.03.1998 N15-ЗС "О защите населения на территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда ... списки граждан для выделения средств из резервного фонда формируются на основании решений комиссии органа местного самоуправления (администрации Центрального района г.Барнаула). Истец комиссией администрации Центрального района г. Барнаула в качестве лица, имеющего такое право, указан не был, что и послужило основанием для признания этих действий незаконными.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Центрального района города Барнаула, апелляционную жалобу ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.