Судья Алтайского краевого суда Новикова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества " МРСКС" на постановление судьи Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, которым
открытое акционерное общество " МРСКС" (далее также ОАО " МРСКС", Общество), ИНН "номер", ОГРН "номер", расположенное по адресу: "адрес",
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности путем запрета эксплуатации воздушной линии 10 кВ (диспетчерское наименование Л-36-9, от отпаечной опоры "номер", отпайка на КТП 10/0,4 кВ "номер"), принадлежащей ОАО " МРСКС", расположенной по адресу: "адрес", сроком на "данные изъяты" суток, начиная с ДД.ММ.ГГ,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер", составленному государственным инспектором Алтайского отдела по надзору в электроэнергетике Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) К.С.Н.., ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты" час. "данные изъяты" мин. на территории стадиона муниципального казенного общеобразовательного учреждения " ГСОШ" (далее - МКОУ " ГСОШ"), расположенного в "адрес", обнаружено, что ВЛ-10 кВ (диспетчерское наименование Л-36-9), принадлежащая ОАО " МРСКС", от отпаечной опоры "номер", отпайка на КТП 10/0,4 кВ "номер", пролет опор 12-1 - 12-2, в нарушение требований п. 2.5.216 Правил устройства электроустановок (7-е издание), утвержденных приказом Минэнерго России 20 мая 2003 года, регистрационный N 187 (далее также ПУЭ), проходит по территории стадиона школы над волейбольной площадкой, то есть не отвечает требованиям безопасной эксплуатации и не исключает возможности аварии, пожаров, электротравм при ее использовании по назначению. Данное нарушение представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.
Определением государственного инспектора Управления Ростехнадзора К.С.Н. от ДД.ММ.ГГ материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения по подведомственности в Локтевский районный суд.
Судьей Локтевского районного суда ДД.ММ.ГГ по результатам рассмотрения дела вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ОАО " МРСКС" просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, указывая на то, что при проведении проверки МКОУ " ГСОШ" представитель ОАО " МРСКС" не участвовал, в связи с чем Общество было лишено возможности представлять какие-либо документы и пояснения в ходе проверки, такая проверка проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поэтому ее результаты не могут являться доказательством совершения правонарушения юридическим лицом, кроме того, в данном случае по результатам проверки вообще не был составлен акт, который мог бы использоваться в качестве доказательства; в материалах дела отсутствуют доказательства размещения школьного стадиона на земельном участке, где расположены линии электропередач, на законных основаниях, тогда как ВЛ 10 кВ "номер" введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГ - раньше, чем школа; линия, собственником которой является ОАО " МРСКС" размещена в соответствии с требованиями действующего законодательства и на земельном участке, который выделен для размещения электросетевого комплекса, поставлен на кадастровый учет, предоставлен Обществу в аренду по договору от ДД.ММ.ГГ; законодательство нарушено не ОАО " МРСКС", а МКОУ " ГСОШ", которая в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 разместила стадион в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, в связи с чем ОАО " МРСКС" направило требование об устранении допущенных нарушений.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав защитника ОАО " МРСКС" М.Д.В., настаивавшего на удовлетворении жалобы, не нахожу оснований для отмены постановления судьи.
При рассмотрении дела судья районного суда пришел к правильному выводу о доказанности наличия в действиях ОАО " МРСКС" состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, при этом не допустил каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену постановления.
Так, согласно ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правила устройства электроустановок (Издание 7-ое) утверждены Приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года N 187 и предусматривают, что прохождение воздушных линий электропередачи напряжением выше 1 кВ по территориям стадионов, учебных и детских учреждений не допускается (глава 2.5 пункт 2.5.216). Аналогичный запрет устанавливался в ПУЭ 5 и 6 изданий, действовавших в годы постройки высоковольтной линии.
Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер", актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Южными электрическими сетями и потребителем от ДД.ММ.ГГ, фотоснимками, выпиской из технического паспорта, паспортом высоковольтной линии "номер", свидетельством о государственной регистрации права собственности на Локтевский электросетевой комплекс от ДД.ММ.ГГ "номер", имеющимися в материалах дела, подтверждаются установленные судьей обстоятельства, а именно, что названная выше высоковольтная линия ВЛ 10 кВ "номер" принадлежит на праве собственности ОАО " МРСКС" и ее часть проходит по территории стадиона школы над волейбольной площадкой, что недопустимо в силу изложенной выше нормы и образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.
То обстоятельство, что высоковольтная линия проходит над школьным стадионом являлось достаточным основанием для подтверждения факта совершения правонарушения. Учитывая, что участвовавший при составлении протокола представитель ОАО " МРСКС" не высказывал свои возражения о том, что высоковольтная линия построена раньше здания школы, у должностного лица административного органа отсутствовала обязанность выяснять данное обстоятельство и представлять доказательства обратного, поскольку он не мог предполагать наличие таких обстоятельств исходя из сложившейся ситуации. Такое возражение высказано представителем ОАО " МРСКС" уже в ходе рассмотрения дела в суде, однако доводы о том, что школа построена значительно позднее высоковольтной линии (в ДД.ММ.ГГ) являются бездоказательными. Учитывая, что судьей установлено осуществление строительства линии для электроснабжения школы, следует согласиться и с выводом о том, что такое строительство должно было производиться с учетом запланированных к размещению вокруг школы объектов, включая спортивный стадион, а также учитывая запрет ПУЭ размещать воздушные линии электропередачи не только по территориям стадионов, но и по территориям учебных заведений в целом. Кроме того, в данном случае названное обстоятельство не имеет существенного значения в силу следующего.
ОАО " МРСКС" при рассмотрении дела и в настоящее время в жалобе ссылается на то, что высоковольтная линия размещается над земельным участком, который выделен для размещения энергоустановок, сформирован, прошел кадастровый учет, его границы установлены и Обществу известно где они проходят на местности, участок с ДД.ММ.ГГ находится у Общества на основании договора аренды, который ежегодно пролонгируется. В подтверждение этого представлен договор аренды от ДД.ММ.ГГ, постановление администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ "номер" об утверждении границ земельного участка. Кроме того, ОАО " МРСКС" указывает и подтверждает доказательствами (информационные письма, памятки, листы ознакомления с ними), что с ДД.ММ.ГГ потребителям электроэнергии, включая МКОУ " ГСОШ" вручались уведомления о необходимости соблюдения законодательства, касающегося использования энергоустановок и соблюдения режима охранных территорий, а в судебном заседании представитель Общества пояснил, что такие действия производились, в том числе, учитывая, что Обществу было известно о нахождении школьного стадиона под линией энергоснабжения. Следовательно, длительное время, имея сведения о расположении высоковольтной линии над школьным стадионом, часть которого передана в аренду ОАО " МРСКС", согласившись принять в аренду земельный участок для размещения ВЛ, частично занятый стадионом, Общество не предпринимало никаких мер к тому, чтобы обозначить свой участок на местности и выделить его из общей территории стадиона, которым пользуется школа, что позволило бы не допускать нарушение действующего законодательства. Данное обстоятельство дополнительно подтверждает вывод судьи о виновности ОАО " МРСКС" в совершении названного выше правонарушения.
Следовательно, судья правомерно вынес постановление о привлечении ОАО " МРСКС" к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.11 КоАП РФ, назначив при этом наказание с соблюдением установленных законом правил, соответствующее обстоятельствам совершения правонарушения, учитывающее наличие угрозы для жизни и здоровья людей, при этом процедура рассмотрения дела судьей не нарушена.
Доводы жалобы о нарушении требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки не могут быть приняты во внимание, поскольку в отношении ОАО " МРСКС" проверка Управлением Ростехнадзора не проводилась, доказательства по делу собраны не в рамках проведения проверки Общества, а в ходе производства по делу об административном правонарушении, поэтому не могут являться недопустимыми ввиду несоблюдения требований названного закона, как на это ошибочно указано в жалобе. Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка проводилась в отношении МКОУ " ГСОШ", но составленные по ее результатам документы не являются доказательствами по настоящему делу. Упоминание о такой проверке содержится в протоколе об административном правонарушении только в качестве указания на обстоятельства обнаружения административного правонарушения. То обстоятельство, что непосредственное обнаружение должностным лицом правонарушения является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, следует из п. 1 ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, дальнейшая же процедура производства по делу соблюдена и она позволяла Обществу представить свои возражения по делу и доказательства.
По изложенным основаниям жалоба ОАО " МРСКС" подлежит оставлению без удовлетворения, а решение судьи следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества " МРСКС" - без удовлетворения.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.