Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Чубукова С.К..
судей Александровой Л.А., Титовой В.В.
при секретаре Кирющенко У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчиков "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" района Алтайского края, Администрации "адрес" сельсовета "адрес" района Алтайского края на решение Угловского районного суда Алтайского края от 01 августа 2013 года
по делу по исковому заявлению Ларина А.И. к "адрес" сельскому Совету депутатов "адрес" Алтайского края, Администрации "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края о признании незаконным решения, взыскании денежного содержания, обязании администрации "адрес" сельсовета производить доплату до уровня денежного содержания, выплачиваемого ему по должности главы администрации "адрес" сельсовета в соответствии с (дата) по (дата).
Заслушав доклад судьи Александровой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Ларин А.И. обратился в суд с исковым заявлением к "адрес" сельскому Совету депутатов "адрес" Алтайского края, Администрации "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края о признании незаконным решения, взыскании денежного содержания, указывая, что он (дата) в результате голосования депутатов "адрес" сельского Совета депутатов был назначен на должность главы Администрации "адрес" сельсовета. Заключен трудовой контракт сроком по (дата), в котором в случае не избрания его на следующий срок, предусматривались определенные социальные гарантии, установленные Федеральным и краевыми законам о муниципальной службе, Уставом муниципального образования "адрес" сельсовет "адрес" Алтайского края. С (дата) года ему, как неизбранному главе администрации, должны были выплачивать денежное содержание до устройства на новую работу, но не более одного года после окончания контракта. В нарушение контракта работодатель определил ему выплату в течение трех месяцев и утвердил это решением "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" Алтайского края от (дата) ***. Считает, что работодатель не вправе применять изменения в Уставе, произведенные в (дата) года, к его контракту, так как договор с ним был заключен в момент действия прежнего Устава. Любые существенные изменения должны быть внесены в контракт и работник должен быть уведомлен об этом не позднее, чем за два месяца. Этого не было сделано, что нарушает его права как работника.
Согласно уточненных требований истец просил отменить решение "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" Алтайского края от (дата) *** как нарушающего договорные обязательства и права наемного работника, взыскать с администрации "адрес" сельсовета "данные изъяты" руб., обязать администрацию "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края выплачивать ему ежемесячно доплату в размере "данные изъяты". по (дата) года включительно.
(дата) истец вновь уточнил заявленные требования, кроме заявленных ранее требований просил обязать администрацию "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края производить доплату до уровня денежного содержания, выплачиваемого ему по должности главы администрации "адрес" сельсовета с (дата) по (дата).
От части требований об обязании работодателя выполнить в полном объеме его обязательства по выплате содержания, предусмотренного контрактом и действующих на момент его заключения нормативно-правовых актов, и об обязании Администрации "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края выплачивать ежемесячно доплату в размере "данные изъяты" руб. истец отказался и отказ от части иска принят судом(определение от (дата)).
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 01 августа 2013 года, с учетом определения Угловского районного суда от 26 августа 2013 об исправлении описки в решении суда, исковые требования Ларина А.И. удовлетворены.
Признано незаконным решение "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" Алтайского края *** от (дата).
Взыскано с администрации "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края в пользу Ларина А.И. "данные изъяты". в счет задолженности по выплате ежемесячного денежного содержания с (дата) по (дата).
Суд обязал администрацию "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края производить доплату до уровня денежного содержания, выплачиваемого по должности главы администрации "адрес" сельсовета в соответствии с "Уставом муниципального образования "адрес" сельсовет "адрес" Алтайского края" от (дата) начиная с (дата) по (дата).
В апелляционной жалобе представитель ответчиков по доверенности С.Л.В. просит решение отменить, ссылаясь на то, что на судом неверно определен момент прекращения полномочий истца в должности главы Администрации сельсовета, полагая право на выплату денежного содержания возникло у истца с (дата), вследствие прекращения полномочий (дата)
При этом на момент прекращения полномочий Ларина А.И., как главы Администрации сельсовета дополнительная социальная гарантия в виде выплаты денежного содержания была предусмотрена Уставом МО "адрес" сельсовет "адрес", принятым решением от (дата) *** (зарегистрированного (дата)), где обозначен срок предоставления доплаты в течении трех месяцев. Устав МО от (дата) *** утратил свою силу.
Кроме того по мнению подателя жалобы в виду изменения нормативно-правовых актов, оснований для изменении условий контракта в связи с сокращением срока выплаты денежного содержания с одного года до трех месяцев не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене вследствие неправильного применения норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что решением "адрес" сельского Совета депутатов Алтайского края *** от (дата) истец Ларин А.И. утвержден главой администрации "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края.
(дата) между представителем нанимателя в лице главы муниципального образования "адрес" сельсовет К.С.А. и Лариным А.И. заключен контракт сроком на 4 года.
Согласно п. 8 заключенного с Лариным А.И. контракта, представитель нанимателя обязан обеспечить предоставление муниципальному служащему гарантий, установленных Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и настоящим контрактом.
Пунктом 15 указанного контракта предусмотрено, что муниципальному служащему предоставляются гарантии, компенсации и льготы в связи с профессиональной служебной деятельностью, предусмотренные Федеральным законом, законом Алтайского края " О муниципальной службе в Алтайском крае" и иными нормативными правовыми актами.
В период действия контракта заключенного с Лариным А.И., решениями "адрес" сельсовета депутатов "адрес" Алтайского края были приняты Уставы зарегистрированные в УМЮ РФ по "адрес" от (дата)(л.д.103-105), от (дата)(л.д.107-111), от (дата)(л.д.112-116).
При этом в Уставе, принятом решением "адрес" сельсовета депутатов "адрес" Алтайского края от (дата) ***, предусмотрено, что глава администрации сельского совета, замещающий свою должность не менее одного года, в случаях удовлетворения Советом депутатов его заявления об отставке по собственному желанию либо истечения срока контракта продолжает получать денежное содержание (с учетом индексации), выплачиваемое по должности главы администрации сельсовета, со дня прекращения его полномочий по указанному основанию до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий. В случае, если глава администрации сельсовета получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размеров денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого ему по занимаемой ранее должности главы администрации сельсовета, то ему производится доплата до уровня денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого ему по должности главы сельсовета, но не более одного года со дня прекращения его полномочий по этой должности.
Устав муниципального образования "адрес" сельсовет "адрес" Алтайского края", принятый решением "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" Алтайского края от (дата) ***, закрепляет право главе администрации на получение ежемесячной выплаты за счет средств бюджета поселения в размере, не превышающем денежного содержания ( с учетом индексации), ранее выплачиваемого ему по должности главы Администрации сельсовета, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до устройства на новое место работы, но не более трех месяцев со дня прекращения его полномочий(л.д.114).
Рассматривая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд пришел к выводу о том, что момент возникновения права на дополнительные гарантии у истца возникло (дата), в период действия "Устава муниципального образования "адрес" сельсовет "адрес" Алтайского края", от (дата) *** и руководствоваться нормами данного Устава.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Из положений статей 11 и 172 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяется на отношения муниципальной службы, однако с особенностями, предусмотренными специальными федеральным и региональным законодательством о муниципальной службе. Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
В настоящее время правовые основы поступления на муниципальную службу в Российской Федерации, прохождение и прекращение муниципальной службы регламентированы Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Содержание данного Федерального закона также указывает на то, что действие трудового законодательства распространяется на муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ (статья 3), что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты не только в соответствии с трудовым законодательством, но и законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (пункт 3 части 1 статьи 11).
Из текста данного Федерального закона также усматривается, что законодатель, вводя понятие муниципальной службы и муниципального служащего (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 10), понятие должности муниципальной службы (часть 1 статьи 6) и в связи с этим устанавливая квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы (статья 9), правовой статус муниципального служащего (статьи 11, 12, 13 и 14), порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения (статьи 16 - 19), общие принципы оплаты труда муниципального служащего, гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, и пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи (статьи 22 - 25), порядок финансирования муниципальной службы (статья 34 и 35), одновременно констатирует, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (части 1 и 2 статьи 22, части 2 и 3 статьи 23).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона Алтайского края от 07 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" лицу, назначенному на должность муниципальной службы главы администрации муниципального образования и замещавшему указанную должность не менее одного года, при прекращении полномочий в случае его отставки по собственному желанию в связи с болезнью, подтвержденной медицинским заключением, неназначения на очередной срок, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 11-14 части 10, пунктом 3 части 11 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с уставом муниципального образования может быть предоставлено право на ежемесячную выплату за счет средств местного бюджета в размере, не превышающем денежного содержания (с учетом индексации), ранее выплачиваемого ему по должности главы администрации муниципального образования, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения его полномочий. В случае, если лицо получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размера ежемесячной выплаты, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, данному лицу в соответствии с уставом муниципального образования может производиться ежемесячная доплата до уровня указанной ежемесячной выплаты за счет средств соответствующего местного бюджета, но не более одного года со дня прекращения полномочий главы администрации муниципального образования.
Согласно ч. 5.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем, принимая решение, суд не учел, что к моменту прекращения Лариным А.И ... полномочий главы сельского совета- с (дата)(л.д.99), Устав муниципального образования от (дата), утратил силу.
В связи с этим доводы искового заявления истца о наличии оснований для получения им ежемесячного денежного содержания, выплачиваемого со дня прекращения его полномочий до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий, основан на неверном толковании норм материального права. Как следствие вывод суда первой инстанции в указанной части так же является не верным.
"Устав муниципального образования Озерно-Кузнецовский сельсовет "адрес" Алтайского края", принятый решением "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" Алтайского края от (дата) ***, не содержит норм, предусматривающих его распространение на ранее возникшие отношения.
Таким образом на период прекращения истцом полномочий главы администрации, действовал Устав от (дата) предусматривающий право на получение ежемесячной выплаты не более трех месяцев со дня прекращения его полномочий.
Как следует из материалов гражданского дела, указанная обязанность администрацией "адрес" сельсовета "адрес" перед Лариным А.И. исполнена, о чем свидетельствует справка о выплате последнему ежемесячного денежного содержания за три месяца ( (дата)) в размере "данные изъяты".(л.д.70)
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения неправильно применил нормы права, что является основанием для отмены судебного акта и принятия решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Угловского районного суда Алтайского края от 01 августа 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ларину А.И. к "адрес" сельскому Совету депутатов "адрес" Алтайского края, Администрации "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.